Безусловный гений

Нина Монова

Распечатать

Подбирая по просьбе режиссёра и художника Дмитрия Крымова материалы о Соломоне Михоэлсе, автор этой статьи обратил внимание на хранящуюся в Музее ГАЦТК стенограмму беседы Соломона Михайловича, которая состоялась в Центральном театре кукол 14 января 1940 года. Судя по надписи на титульном листе, эта лекция не была широко опубликована и как минимум – малоизвестна.

Накануне в театре Образцова начались репетиции спектакля «Волшебная лампа Аладдина», в котором впервые на сцену вышла образцовская тростевая кукла. В тот январский день среди слушателей Михоэлса собрались режиссёры и художники периферийных театров кукол, проходившие курсы повышения квалификации, и сотрудники Центрального театра кукол. Как пошутил Михоэлс, начиная беседу «О воображении, о творческой фантазии», - тема «исключительно обширная и почти центральная».

Почему Образцов пригласил именно Михоэлса? Для Сергея Владимировича, искавшего новый язык театра кукол, экспериментировавшего в своей «лаборатории кукольного жанра», эстетика и направление творчества Михоэлса оказались близкими и актуальными. При всей уникальности и неповторимости двух этих личностей, их объединяли внимание к особой пластике и выразительности жестов актеров, при создании новых сценических образов и на кукольной ширме, и на драматической сцене.

С Соломоном Михоэлсом и его соратниками по Камерному еврейскому театру – Зускиндом, Тышлером и другими Сергей Образцов познакомился и подружился на первых же вечерах Центрального Дома работников искусств, открытого по инициативе А. Луначарского в 1930 году, и всегда гордился этой дружбой. Сам Михоэлс даже в выдающейся театральной среде считался человеком уникальным: гениальный режиссер и гениальный артист. Неприметный в жизни, невысокий, он обладал титаническим темпераментом трагика. Его дар перевоплощения был поразительным.

И Образцов и Михоэлс были очень похожи – и по мироощущению, и по отношению к окружающей действительности. Вот только судьбы у них были разными…

Сергей Владимирович часто вспоминал своего старого друга: «Судьба Михоэлса – это судьба умнейшего человека, понимающего, что происходит вокруг, - писал он, - Встречались мы нечасто, но без его поддержки мне было трудно. Это удивительный человек, замечательный собеседник, очень веселый, очень остроумный, очень мягкий в общении, но он непреклонен в вопросах искусства. Однажды я пригласил его на специальный просмотр «юбилейного» и уже принятого к постановке в качестве праздничной премьеры спектакля. Но что-то меня тревожило, что-то не нравилось... Михоэлс и Маршак посмотрели спектакль. После просмотра – молчание. Только через несколько минут: «Вы меня пригласили, Сергей Владимирович, значит у вас сомнения, и сомнения еще какие!»

Это был спектакль «От южных гор до северных морей» Е. Сперанского, посвящённый тридцатилетию Октябрьской революции. Театр решил показать, как празднуют этот юбилей все народы СССР. По существу, это было обозрение, сюжетно связанное пролётом самолета над всеми республиками страны.

Михоэлс искренне обрадовался, что его друг сомневается в качестве созданного спектакля. «Очень рад, очень рад за Вас! – сказал он Образцову, - Кто бы из нас в такие дни признался даже самому себе, что что-то «не вытанцовывалось»? Во всяком случае – единицы. А Вы – сам настоящий и художник настоящий – увидели и ощутили надуманное… Театр кукол – театр особенный. Он может гораздо больше дать, сделать, чем театр обыкновенный. А Ваш театр обязан давать нам больше, чем обыкновенный кукольный театр. Будь это сказка, которая открывает все пути для воображения. Будь это юмор или сатира – мы в образцовском театре ждём и требуем развития главной идеи, основной темы спектакля, а не показа её и даже самой поразительной техники».

После пяти премьерных представлений этот спектакль навсегда исчез из афиши Театра Образцова

Михоэлс часто бывал у Образцова дома, посещал спектакли его театра, радовался успехам, ценил его за талант и честность. Михоэлс гордился, что Образцову очень понравилась постановка спектакля «Фрейлехс», а некоторое время спустя Сергей Владимирович рассказал ему об ассоциативной связи постановки «Необыкновенного концерта» с этой работой Михоэлса.

После трагической гибели, а вернее – убийства Михоэлса в Минске, и в дальнейшем официального закрытия его Государственного Еврейского театра Сергей Владимирович остался верен памяти друга: он принял на работу в свой Центральный театр кукол всех сотрудников постановочной части, работавших с Михоэлсом, а в 1950 году пригласил на работу в свой театр Эмиля Мэя, одарённого балетмейстера и режиссёра, проработавшего в ГОСЕТе с 1944 года и до самого закрытия в 1949 году главным балетмейстером (именно Мэй поставил танцы в легендарном «Фрейлехсе» Михоэлса). Эмиль Исаакович Мэй, влюбленный в творческие поиски образцовцев, с радостью принял приглашение, поставил несколько спектаклей, а в постановке спектакля «Буратино» раскрыл свой неординарный режиссёрский талант блестяще. Особенно впечатляло зрителей действие рядом с куклами живых актёров в ролях папы Карло, Карабаса-Барабаса и Короля. «Напоминая среди кукол настоящих гигантов, они органически входят в своеобразный ритм кукольного спектакля…» («Буратино». С. Богомазов. «Вечерняя Москва». 07.12. 1953).

Михоэлс и Образцов были не только друзьями, коллегами, они находились в особенном творческом диалоге. Известно, что для Соломона Михайловича были магнитами, «источниками питания» все его друзья во всех театрах, его волновала выдумка, воображение и средства выражения их. Но в театр Образцова он всегда спешил с удовольствием, был частым гостем на премьерах, даже детских. Один из актеров-образцовцев, замечательный кукольник Евгений Сперанский вспоминает эпизод, когда на одном из просмотров спектакля «Кот в сапогах» (1937 год) «покойный С.М. Михоэлс сказал великолепную речь об искусстве Театра кукол. Интересно также, что в сознании современников соединяются постановки Михоэлса и Образцова: «последняя работа С. Михоэлса – «Фрейлехс», «Обыкновенный концерт» С. Образцова служат примером плодоносной для советского театра режиссёрской мысли» («О содержательности актёрской игры» Б. Норд. «Советское искусство» 02.08.1946).

Посвятив в книге «По ступенькам памяти» отдельную главу Гордону Крэгу, Сергей Образцов вспоминает, что «михоэлсовским «Лиром» Крэг он был просто опрокинут»: «Почему на родине Шекспира нет Лира?, - восклицал он, - Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».

Итак, январь сорокового года, в стенах Театра Образцова Михоэлс беседует с кукольниками о воображении и творческой фантазии. Лейтмотив – напряженный и парадоксальный, - разрыв между искусством и жизнью, «поэзия и правда». Воображение и творческая фантазия – всего-навсего инструменты для познания мира. Искусство для актёра-мыслителя – это «познавательный процесс», который «проходит через образы». «Человек книги» Михоэлс убежден, что «играть идею» или «характер играть невозможно», лишь «поведение» как самая внешняя оболочка образа может быть изображена. («Вы, вероятно, наблюдали, что у человека руки подвешены к телу очень по-разному», - эта наблюдение Михоэлса «спровоцирует» открытие художника «Волшебной лампы Аладдина» Бориса Тузлукова, предложившего крепление трости у куклы перенести от локтя к запястью. Через анатомию кукольного героя раскрывается сценический образ.)

Актёрский жест становится «молнией, раскрывающей внутренний мир человека». Так сценический жест становится выражением познающей мысли, и Михоэлс неоднократно подчеркивает: «меня лично больше всего волнует тема: человек, поставленный лицом к лицу с миром, поведение этого человека, движимого страстью познания». С жаром он выстраивает эту цепочку познания: истина – слово – поведение. И вдруг в конце беседы на вопрос: «Как познавать?», отвечает: «Чёрт его знает, как познавать. Когда хочется любить, то не спрашиваешь, как любить. Познание – это такая же страсть, как любовь».

Предлагаемый читателям текст лекции Михоэлса, является точной стенограммой его беседы, не тронутой рукой редактора, а потому он передает не только саму суть беседы, но и тончайшие интонации, даже ритм разговорной речи этого безусловного гения.

Фото предоставлено автором

Подписи в порядке следования в тексте:
Соломон Михоэлс и Сергей Образцов

Возврат к списку