Чаще вспоминайте своих учителей

Александр Урсин

Распечатать

Размышляя о 100-летии со дня рождения Алексея Дмитриевича Понсова, возвращаясь в собственную биографию к событиям 50 летней давности, к завершению учебы на 3 курсе Постановочного факультета школы-студии МХАТ, вызываю в памяти события оставившие след в моей жизни.

1970 г. - год практики студентов Постановочного факультета в Московских театрах. По рекомендации заведующего кафедрой, еще до окончания 3 курса, Вадима Васильевича Шверубовича я познакомился с одним из старейших руководителей постановочной части театра Советской Армии А.И. Кидайло. Встреча прошла очень тепло, и вопрос о практике был решён. После этой очень интересной и важной для меня встречи В.В. Шверубович и А.Д. Понсов пригласили меня для личной беседы, где сделали мне неожиданное предложение, которое меня удивило и поставило в тупик, о прохождении практики в художественно-постановочной части Художественного театра под руководством А.Д. Понсова. В.В.Ш. акцентировал, что меня не направляют, не назначают, а приглашают пройти производственную практику. Это было, безусловно, доверие и уверенность в моей готовности работать под руководством А.Д.П., как мне позднее стало известно любимого ученика В.В.Ш.

Следует вспомнить, что в школу-студию МХАТ я поступил со школьной скамьи и особенными талантами и знаниями не блистал, знал о театре и постановочной части, надо сознаться, поверхностно, однако желание учиться и раскрыть все тайны театральной сцены,позволило успешно сдать вступительные экзамены. Осуществить желание раскрыть тайны сцены помог педагог Постановочного факультета А.Д. Понсов, поддержав мою просьбуосвоить работу в машинно-декорационном цеху в должности монтировщика декораций, где я и прошел в течение двух лет школу жизни и выживания. Именно в эти годы я имел возможность видеть А.Д.П., что называется, при исполнении своих обязанностей. Время это было волнительным и напряженным. Спектакли Художественного театра этого времени были во всех смыслах масштабные: «Бронепоезд 14-69», «Враги», «Егор Булычев и другие», «Плоды просвещения», «Горячее сердце» и т.д., и требовали значительного количества опытных монтировщиков декораций, а штат был не заполнен, текучка кадровбольшая и костяк машинистов сцены бился, теряя силы и терпение с новичками не владеющими профессией, и без знания репертуара театра. Машинисты работали по 20 дней в месяц в две смены. Администрация на спектакли привозила 15-20 военнослужащих, но только для заноса декораций на сцену из складов. Именно в этот сложный период я впервые увидел А.Д.П., постоянно присутствовашего на подготовке и проведении спектаклей. Задержка начала спектакля или нарушение продолжительности антракта или перемен в Художественном театре были недопустимы. Были на сцене и крики и негромкая ругань, временами даже отчаяние из-за невозможности уложиться в установленное время. Единственно на что могли рассчитывать неопытные и незнающие репертуара монтировщики, так это на отсутствие подзатыльников со стороны «стариков». Естественно все требования, недовольство со стороны машинистов сцены выливались на А.Д.П. Я смотрел, слушал и думал, как это можно выдержать такое напряжение и недовольство людей и не потерять самообладание, не сорваться на крик и грубость. Никогда и ничего подобного за все годы работы с А.Д.П. я от него не слышал. Это был один из уроков поведения руководителя. Все попытки, предпринимаемые А.Д.П. для увеличения размера оплаты, достойной премиальной системы упирались в стену непонимания и требований со стороны дирекции к сокращению сверхурочной работы. Часто после подобных встреч А.Д.П. приходил в кабинет, расположенный в художественно-производственных мастерских, огорчённый и молчаливый.

Наступило время практики в Художественном театре, и я увидел уже другого А.Д.П. Я прекрасно знал, как и все студенты профессионализм педагога и преподавателя. На все поставленные вопросы мы получали обстоятельные и полные ответы. Ясно, коротко и доходчиво нам преподносился материал недоступный другим уважаемым преподавателям. На практике А.Д.П. превратился для меня в наставника, умело и профессионально направляющего практиканта по разным направлениям постижения профессии художника-технолога сцены.

Не возможно не вспомнить о людях, мастерах, руководителях цехов художественно-производственных мастерских. Многие руководители цехов мужчины были участниками ВОВ прошедшими фронт и знавшие не на словах меру ответственности за порученное дело. Взаимопонимание, взаимное уважение, ответственность, творческое отношение к создаваемому спектаклю формировало в мастерских особую атмосферу единения коллектива. Несмотря на отсутствие специального и даже полного семилетнего образования у некоторых руководителей цехов коллектив вместе с А.Д.П. проявлял чудеса изобретательности и художественного мастерства: Т.Б. Серебрякова, Н.Н. Готтих, Н.Н. Авдеев, П.И. Бочаров, Л.А. Орэ, А.С. Шаршков, В.В. Селиванов и многие другие.

Современникам эти фамилии возможно малоизвестны, но вспомнить хотя бы малую часть творцов истории создания художественного оформления спектаклей МХАТа необходимо, потому что они жили и творили вместе с А.Д.П.

А.Д.П. очень ценили и любили в мастерских за его человеческие качества, доброту и отзывчивость, профессиональные качества руководителя, экспериментатора, технолога и конечно художника-постановщика. Именно спектакли А.Д.П. исполнялись в мастерских с особым вниманием. Умение заинтересовать людей работой, сделать их участниками творческого процесса было для А.Д.П. нормой. Среднее и молодое поколение внимательно перенимало не только опыт и мастерство, но и манеру общения, атмосферу творчества и максимальную заинтересованность в конечном результате работы.

После окончания практики А.Д.П. предложил мне остаться работать в художественно-постановочной части в качестве помощника и совмещать учебу с работой. В.В. Шверубович одобрил это предложение и посоветовал выбрать тему предстоящей дипломной работы один из новых спектаклей театра.

Время практики под руководством А.Д.П. совпало с завершением строительства Новой сцены МХАТ на Тверском бульваре. К повседневной работе прибавились большие заботы по пуско-наладочным работам, формированию профессионального штата работников. На самые интересны и познавательные совещания А.Д.П. брал меня с собой в качестве наблюдателя. На одном из таких совещаний в МК СССР, у заместителя министра Н. Мохова, курирующего строительство, попал и я. Новая ситуация на таком высоком уровне в очередной раз открыла для меня черты характера А.Д.П. Заместитель министра культуры настаивал на сокращении средств на покупку импортного механического оборудования сцены, аргументируя своими знаниями в сфере устройства и оборудования сцены. Разъяснял, что ручные штанкетные подъемы надежны, просты в эксплуатации и значительно дешевле механических. Приводил примеры крупных театральных зданий Европы. Я не знал оборудования этих сцен, и опираясь на свои скромные знания, счел услышанное просто требованием сократить расходы. На совещании присутствовали архитекторы, проектировщики, ведущие инженеры, строители и представители внешторговой организации (примерно человек 15). Высказывались с осторожностью, нейтрально, оставляя главное выступление представителю МХАТ. Выступление было ярким и незабываемым для меня. Все говорили сидя за большим столом совещаний, а А.Д.П. поднялся из-за стола, высокий, красивый человек с добрыми и умными глазами, как мне показалось в тот момент не настроенный на битву с заместителем министра, но как я ошибся. Это стало понятно с первых слов о театре завтрашнего дня, перспективе развития сценической техники, о передовой роли Художественного театра в формировании тенденций развития сценических комплексов страны. Сильные аргументы, красивая четкая речь, умелый перевод финансовых трудностей МК СССР в «политическое» русло значения СССР в развитии современного театрального искусства и передовой театральной техники. А.Д.П. пытался уберечь руководителей МК СССР от ошибочно принятых решений. Совещание закруглили, добавлять было нечего. План закупок был одобрен.

Начались тяжелые будни освоения сцены, проведения испытаний, наладки оборудования. Вскрывались недочеты в техническом задании и проектировании.Объяснение этому было известно, МХАТ отстранили от участия в проектировании и строительстве по решению Министра Культуры СССР Е.А. Фурцевой т.к. театр был не согласен с концепцией формирования сцены и зрительного зала. Тем не менее, МХАТ был допущен к пуско-наладочным работам, и было принято решение отметить открытие Новой сцены театра спектаклем для коллектива строителей. Освоение проходило аврально, без должно согласованных действий, еще только формирующейся службой главного инженера, обслуживающих цехов и главное художественно-постановочной части. Отсутствие средств оперативной связи на сцене, не отлаженное оборудование, не обученный технический персонал - все это было не очень похоже на профессиональный театр.Артистические уборные были готовы к работе только на 1- ом этаже, выше уже были горы строительного мусора и начальный этап отделочных работ.

В первой половине дня повесели с трудом на плохо управляемые штанкетные подъёмы мягкие живописные декорации, а вечером раздался телефонный звонок с Тверского бульвара с известием об аварии. Внезапно сработала противопожарная система на колосниках, залиты все подвешенные мягкие живописные декорации, на планшете 5 см. воды, залиты электролюки, вода льется через зазоры в трюм. Катастрофа! Заместитель директора театра В.Л. Эдельман, курирующий работы на Новой сцене и А.Д. Понсов собирают всех руководителей службы главного инженера, художественно-постановочной части и на месте проводят оперативное совещание о мерах по ликвидации последствий аварии. Все понимают размер ущерба, самое время запаниковать и отменить спектакль для строителей, но отмена для Художественного театра исключена. А.Д.П. на месте согласовываети утверждает план аварийных работ по всем подразделениям по часам. Прорабатывается и утверждается технология первоочередной реставрации живописных задников с главным художником - декоратором Т.Б. Серебряковой. Распоряжения отдаются чётко, назначаются ответственные лица по всем направлениям работы. В очередной раз А.Д.П. проявил свой профессионализм руководителя, необыкновенную выдержку и силу характера в критической ситуации, сумел настроить людей на активную работу, определил для каждой службы свой манёвр.

У меня часто возникал вопрос, а как А.Д.П. успевал руководить ХПЧ, участвовать и контролировать подготовку новых постановок, вести работу по освоению Новой сцены, преподавать технологию изготовления декораций студентам в школе-студии, ставить спектакли в качестве художника-постановщика, заниматься живописью. Сколько времени оставалось на семью, где росли двое детей?

Ответ не находился, а спрашивать было неловко, оставалось только наблюдать и делать выводы. Только человек высоко организованный, умеющий распределять время и собственные силы, планирующий не только технологические процессы но и свою личную жизнь - и это все об А.Д.П. Было чему поучиться и попытаться перенять опыт.

В 1970 году в Художественный театр был приглашён О.Н. Ефремов. Начался новый и (пока) последний этап развития искусства МХАТ. Пришли многие хорошо известные и талантливые актеры и художники-постановщики.

Первой работой А.Д.П. в качестве художника-постановщика вместе с О.Н. Ефремовым и В.П. Салюком стал спектакль «Последние» по пьесе А.М. Горького. Мне было предложено участвовать в создании макета и рабочих чертежей декорацииспектакля. Поиски сценографического решения были напряженными. Первый вариант декораций был очень интересен - интерьер в два этажа, модерн, стекло, витражи и т.д. Режиссеры посчитали это решение традиционным и остановились на сценографическом решении открытой сцены с подвесными семейными портретами.

Работа над макетом у А.Д.П. шла вечерами, после начала спектакля или окончания 1-го акта. Он шел через двор в корпус мастерских, поднимался по лестнице на последний этаж опустевших цехов, проходил через затемненный живописно-декорационный зал и входил в макетную. Пять минут отдыха и начиналась активная творческая работа: прирезка, просмотр, новая прирезка, детали, цветовое решение, поиск главной центральной части композиции и т.д.Ни усталости, ни раздражения от прожитого дня,только погружение в пьесу, режиссерское видение постановки, собственное осмысление будущего спектакля.

Удивительный, талантливый и неповторимый представитель интеллигенции Художественного театра, носитель высокой культуры и доброго отзывчивого отношения к людям и коллегам.Мне очень повезло, и я безмерно благодарен А.Д.П. за приглашение работатьпод его началом в Художественном театре. Это судьбоносное решение А.Д.П. повлияло на всю мою жизнь, очень многому научило, ввело в удивительную и неповторимую творческую атмосферу Художественного театра, направило в русло профессионального роста, сформировало глубокое понимание традиций театра и бережное к ним отношение.

Вскоре А.Д.П. перешел на преподавательскую работу в школу-студию где воспитал не одно поколение художников-технологов сцены, написал очень важный и нужный учебник по технологии изготовления театральной декорации используя свой богатый и всесторонний опыт работы заведующим художественно-постановочной частью МХАТ. Учебник и сегодня остается настольной книгой художников-технологов сцены, сценографов, работников постановочной части и производственных мастерских.

Проработав в театре 16 лет до его разлома и разрушения я приобрел бесценный опыт работы с интереснейшими и талантливыми режиссерами и художниками-постановщиками и покинул МХАТ вступив в новый этап освоения театра в качестве заместителя директора.Однако самые светлые и незабываемые годы совместной работы с Алексеем Дмитриевичем Понсовымзамечательным человеком и руководителем относившемся ко мне по отечески и сейчас возникают в памяти особенно ярко и отчетливо.

Возврат к списку