После «несчастья»

Светлана Полякова

Распечатать
«Дикарка» Александра Островского, Николая Соловьева.
Режиссер Юрий Иоффе. Художник по костюмам Анастасия Глебова.
Художник по костюмам Ольга Рябушинская. Художник по свету Елена Перельман.
Театр им. Вль. Маяковского, сцена на Сретенке.
Премьера 12 октября 2020.

В глубине сцены на Сретенке – парадный эркерный вход с кариатидами, поддерживающими ныне запущенный помещичий дом. На авансцену из него вынесены остатки роскоши - рояль, столик на гнутых ножках и под стиль ему диван. Изящные штофы и рюмки синего хрусталя вспыхивают отблесками былой шикарной жизни. Но лишь одна ножка рояля упирается в пол - вместо двух отсутствующих инструмент поддерживают стопки книг, поставленные на табуреты, вокруг которых прорастает трава. Огромная поленница закрывает правую кулису, фрагменты ее беспорядочно рассыпаны по барскому двору, очевидно, некогда парку (художник – Анастасия Глебова).

На этом дворе – 70-ые годы девятнадцатого века. Почти двадцать лет после «несчастья» (по Фирсу). Те, кого Чехов в первом варианте пьесы «Платонов» назвал «Безотцовщиной», – дворянское сословие, лишенное наследства реформой 1861г, практическому делу необученное, – пытаются адаптироваться к новым обстоятельствам. Примечательно, что «Безотцовщина» и «Дикарка» были написаны в одно и то же время, но пьеса Чехова была впервые поставлена много позже, а «Дикарку» сразу и с успехом ставили в обеих столицах и даже за границей. И лишь спустя какое-то время, запретили для постановки в народных театрах за дискредитацию аристократии.

Супруга помещика Ашметьева, подобно Раневской приехавшего из Парижа в свое имение в поисках содержания, опрометчиво просит юную соседку пококетничать с собственным мужем, чтобы тот со скуки не ускакал обратно раньше времени. Но Варя, выросшая в деревне и не встречавшая досель столь блестящих кавалеров, без памяти влюбляется в стареющего шармёра (Евгений Парамонов). Пресытившийся комильфотным обществом жуир сначала увлекается ролью «папки», наперсника барышни, очаровывающей детской свежестью порывов. Но вскоре остывает – то ли по скудости своих эмоциональных резервов, то ли от страха перед разбуженной в Варе чувственностью, не контролируемой воспитанием. С отчаяния Варя, подобно Ларисе Огудаловой, уезжает в ночь плясать с ухажерами, рискуя репутацией. Но, поразмыслив, соглашается стать женой помещика-бизнесмена Малькова, отказавшись от романтических идеалов и оценив моральные преимущества человека дела перед усталым денди, который, по сути, продает ее вместе с любимой рощей (и значительной частью имения) работящему сопернику.

И в запретной любви, на которой построен сюжет, и в социальном контексте виден очевидный аналог сегодняшним российским реалиям. Правда, если у Островского отношения между Варей и «папкой» страстно-платонические (кто нынче в такое поверит?), то однозначно интимные сцены в постановке Иоффе оставляют зрителю возможность догадаться о большем. Зато разговоры о вырубании лесов ради покрытия долгов (как тут опять не вспомнить Чехова?) или о падении курса рубля нынче актуальны, как и прежде (смех в зале). И Мальков-Лопахин (Всеволод Макаров) с его напористостью и правотой созидателя – настоящий герой нашего времени. Как и Марья Петровна, проделавшая путь от образцовой супруги, терпящей многолетнее отсутствие и измены мужа, употребившей все женины добродетели (от монашки до хозяюшки), к решительной эмансипе, вооруженной гаджетами и уходящей из жен в фермерши. Наблюдать за превращениями Зои Кайдановской в этой роли – чистое удовольствие. Всякий мелкий жест, взгляд, неожиданная интонация, мастеровитое взаимодействие с предметами – из мало влияющей на сюжет роли актриса делает отдельный запоминающийся спектакль.

Вот этой витальностью персонажей чудесные актеры Маяковки создают на сцене обаятельно отживающую свое атмосферу усадебной жизни 19 века. Анастасия Дьячук, на которую, очевидно, ставился спектакль (после успеха в предыдущей работы Иоффе «Снимается кино») – безусловно, органична в роли неискушенной «безбашенной» барышни в период пробуждающейся сексуальности. Стремительность движений, спонтанность гримасок, очарование неотформатированной чувственности, провокативно стриженая голова, не соответствующая пышному свадебному одеянию (такими стрижками когда-то маркировали душевные болезни). Ее партнеров сложно разделить на главных и второстепенных – всякое сословие режиссер «насытил» ролью, дав возможность и сыграть, и спеть, и сплясать. Трагикомичен Варин отец Зубарев (Сергей Рубеко) – дворянин-хлопотун, переквалифицировавшийся в управляющие. Циничного дельца Вершинского – несостоявшегося Вариного жениха – Игорь Евтушенко мастерски интерпретировал как вполне порядочного по современным меркам предпринимателя. Национальный характер вечного русского помещика-сибарита обворожительно сыграл Виктор Запорожский. И никак не обойтись усадьбе без старого слуги – Юрий Соколов создает уютный образ казака-«домового», распевающего на завалинке задушевные песни. Как и без молодого камердинера – уморительно самодовольный сноб Гаврило Павлыч (Максим Разумец), подобно своему чеховскому собрату Яше, нахватался манер в самом Париже!

Куда и возвращается в финале его несостоятельный во всех отношениях барин, чтобы пустить на ветер деньги от продажи наследия и прогаданной любви.

Возврат к списку