Современное состояние традиции в народном театре кукол

Александр Греф

Распечатать

Часть вторая: Петрушка

Несмотря на то, что уличный традиционный театр Петрушки перестал существовать в первые десятилетия ХХ века, образ Петрушки никогда не забывался. Персонаж этот был вырван из народной культуры и продолжал использоваться в разнообразных контекстах: в виде детской игрушки, в агитках, в театре кукол как персонаж больших спектаклей с проработанным литературным сценарием, на около-фольклорных праздниках, в педагогических экзерсисах и тому подобное. Лишённый естественной среды обитания, Петрушка теряет свои архаичные черты и зачастую превращается в перевоспитанного хулигана, героя хорошо нам известного под именем Буратино , что в конечном счете повлияло на ожидания, предъявляемые к театру Петрушки современным зрителем.

Ниже речь пойдёт о спектаклях, в которых предпринята попытка реконструкции традиционного Петрушечного действа.

Для дальнейшего анализа необходимо напомнить, что традиционному Петрушечному представлению присущи черты, в совокупности, отличающие его от любого другого вида кукольного театра:

В театре Петрушки используются перчаточные куклы и применяется иллюзионный способ показа – петрушечник управляет куклами, будучи скрытым ширмой.

Для создания специфического голоса Петрушки, применяется особый голосовой модификатор – пищик.

Главному герою, Петрушке, свойственно поведение, противоречащее принятым нормам морали, асоциальное, а точнее, досоциальное поведение.

Сюжетную основу спектакля составляют отобранные веками сцены, отражающие архетипические ситуации в жизни обывателя, превращенные, так сказать, в «сюжетные узлы» (матримониальные отношения, торговля, лечение, взаимодействие обывателя с властью, армией, встреча со смертью или инфернальными силами…).

Важно отметить, что в разных культурах, практикующих этот вид народного театра, главный персонаж (Панч, Пульчинелло, Полишинель, Гансвурст, Карагёз, Мубарак) имеет ярко выраженные черты, выделяющие его среди других персонажей.

Спектакль играется в импровизационной технике, предполагающей вариативность исполнения, свободную интерпретацию архетипических сцен и прямой диалог со зрителем.

Диалог куклы со зрителем поддерживает Музыкант, который, находясь вне ширмы, аккомпанирует действию на музыкальном инструменте и участвует в разговоре Петрушки с публикой.

Следование этому «канону» подразумевает профессиональное владение кукольной техникой, что дается годами тренировки.

Интерес к традиционному театру Петрушки возрождается в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века, когда появилась возможность выходить улицу с живой куклой, и первым в это ряду стоит Андрей Шавель (театр «Петрушка») вышедший на улицы Москвы в 1989 году с реконструкцией Петрушки, выполненной по музейным образцам.

В это время появляется ряд спектаклей, в разной степени приближающиеся к «первоисточнику» и в отсутствии живой передачи традиции, как нам кажется, значительно искажающих её.

Во-первых, реконструкции опираются на очень небольшое число опубликованных записей. И поскольку эти записи дают немного информации о пластической стороне спектакля, «реконструкторы» на первом этапе стараются воспроизвести именно диалоги, необоснованно ставя их во главу дела, при этом импровизационные диалоги подаются, как закреплённый текст. Таким образом, зачастую значительно искажается импровизационно-пластический рисунок спектакля.

Во-вторых, практически всем известно, что в старину актёр в ширме искажал голос Петрушки при помощи специального инструмента, пищика. Но информация о конструкции пищика, технике его использования, а главное, его определяющем значении для характеристики главного персонажа, для создания ритмического рисунка спектакля не лежит на поверхности. И «реконструкторы», бывает такое, измышляют собственные нетрадиционные способы искажения голоса, например «пищат расческу», а то и просто отказываются от пищика, изрекая сакраментальную фразу: «Зачем мне этот архаичный инструмент?» . Пренебрежение старинной техникой оправдывается попыткой сохранить внятность произнесения текста, поскольку текст, как было отмечено, считается главным элементом театра Петрушки.

Еще одна бросающаяся в глаза тенденция состоит в том, что петрушечная ширма нередко изготавливается по образцу, приведенному на широко тиражированной гравюре 17 века из книги Адама Олеария «Описания путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» . И хотя на сегодня можно считать практически доказанным, что ширма-юбка, изображенная на иллюстрации, к театру Петрушки отношения не имеет, эта конструкция нередко подается как «исконно русская традиция исполнения Петрушки» .

Но на сегодняшний день сложился пул петрушечников, которые соответствуют нашему представлению о петрушечном каноне - портальная ширма, великолепная работа с пищиком, импровизационно-интерактивный характер представления, опора на архетипические сюжеты. И поскольку таковых в России немного, мы имеем возможность перечислить практически всех. Среди них есть как профессиональные актеры театра кукол, так и пришедшие к Петрушке, минуя классическую театрально-кукольную подготовку: театр «Тут и Там», А. Архипов (Москва), театр «КукАртель», А. Шишигин (Санкт-Петербург), Магаданский театр кукол, А. Шило (Магадан); театр «Петрушка Вятский», С. Трусов (Вятка); Московский театр кукол, постановка А. Архипова; бродячий театр «Табор», Н. Дранич, (путешествует по миру); театр «Диво», В. Горобец (Иркутск), Приморский театр кукол, В. Орешкина (Владивосток); театр «Петрушка», А. Шавель, В. Смирнова (Москва), театр «Бродячий Вертеп», Е. Слонимская, А. Греф (Москва), театр «Папьемашенники», В. Мизенин (Санкт-Петербург), народный театр «Петрушка», Т. Чунакова, (Москва), стоящая несколько в стороне, поскольку много лет использует Петрушку-марионетку, работы мастера И. Зайцева начала 20-го века.

По списку видно, что в России сегодня уже имеется группа крепких профессионалов Петрушки - редкого и трудного вида театра кукол.

Более того, артисты, заинтересовавшиеся петрушечным делом, получили возможность обучаться у мастеров, а не шарить в слепую по просторам интернета. И еще лучше: два ведущих театральных ВУЗа страны выпустили специалистов по этому виду театра - СПбГАТИ, курс А. Ставиского (2008), ГИТИС - курс повышения квалификации по народному театру кукол (2020).

Сегодня Петрушка постепенно возвращается в родную для себя уличную среду. Городские и фольклорные праздники, фестивали - здесь он на месте. Случаются даже специальные «петрушечные» фестивали - «Русский Балаган», Москва (2003); «Петрушки мира», Сергиев Посад (2019). Но прежде других нужно выделить фестиваль «КУК-ART» Санкт-Петербург, который с самого начала, с 1993 года приглашает Петрушек, а с 2009 года выделил смотр Петрушек в программу «Петрушки на Невском».

Однако следует подчеркнуть, что свободная уличная работа – принципиальная позиция для сохранения театра Петрушки – сегодня в нашем Отечестве не просто затруднена, а практически невозможна. Петрушка как вид театра создан для работы с уличной публикой. Для того, чтобы человек, заинтересовался, подошёл, засмеялся и добровольно отдал тебе деньги, надо играть очень мощно - это особая школа, которую не заменить ничем - ни театральными постановками, ни фестивалями. Именно уличная работа помогает артисту держать высокий класс. Чтобы сохранить театр Петрушки, надо работать на улице!

1 Подробнее об этом смотри, например, Сорокина С. П. Превращения Петрушки // Традиционная культура. 3 (59), 2015. С. 101-110.
2 Цвет и покрой одежды, головной убор, иногда горб, огромный нос, цвет кожи… Этот спектакль и тип куклы распространен очень широко от Европы до Ирана.
3 О роли пищика см., например, Греф А. Э., Слонимская Е. А. Человек первичный. Петрушка как феномен примитивного сознания // Временник Зубовского института. Вып.5. Петрушка круглый год. Статьи и материалы в честь А. Ф. Некрыловой. СПб.: Российский институт истории искусств, 2010. С. 60-67.
4 Описания и иллюстрацию см. в оригинале: Olearius A. Außführliche Beschreibung Der Kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien. Schleßwig: Holwein, 1663. S. 193; при дворе хана в персидском городе Шемаха: Там же. S. 437. – Режим доступа: http://diglib.hab.de/drucke/xb-4f-140/start.htm (дата обращения 26.01.2016). Вообще надо отметить
5 См., например, Кулиш А. Комедия о Петрушке как поздняя форма функционирования смеховой культуры скоморохов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сб. научных статей / сост. Н. А. Хренов. Вып. 7. Традиционные формы досуга: История и современность. М.: ГРЦРФ, 1996. С. 108–115.

Возврат к списку