Сценический костюм

Вадим Шверубович

Распечатать

Три основные задачи призван решать сценический костюм. Первая, и самая главная, — создавать внешнюю характеристику образа и через нее раскрывать ее внутреннюю сущность. Вторая задача — определение среды, в которой происходит действие пьесы, — исторической, национальной, социально-экономической. Третья — создание, вместе с остальными элементами оформления, зрительного образа спектакля.

Только при условии, что решение всех трех задач подчинено единому замыслу, сценический костюм может выполнить свое основное назначение — помочь раскрыть идейный смысл спектакля.

Начнем с первой задачи. Прежде чем говорить о том, как определить костюмом физические и психологические качества образа, надо представить себе эпоху действия. Если к постановке намечена пьеса, действие которой происходит в совершенно точной исторической эпохе, как, например, в «Хрониках» Шекспира, трагедиях Шиллера или «Борисе Годунове» Пушкина, вопрос решается подбором материалов из истории костюма. Но бывает так, что в пьесе нет определенного указания на эпоху. Постановщику спектакля надо самому решить, к какому времени относится действие. Этот вопрос встает при постановке таких пьес Шекспира, как «Гамлет», «Король Лир», «Сон в летнюю ночь». Героев этих произведений можно представить себе в костюмах различных эпох, а «Гамлет» в Англии ставится в современных костюмах. Но в большинстве случае эпоха определена точно либо самим автором, либо именами действующих лиц и историческими событиями, либо временем написания пьесы, если автор изображал современные ему события.

Подбор художественных материалов для костюма — очень интересная и увлекательная работа. Касается ли это XVI или XX века, надо подбирать такие костюмы, которые наиболее ярко характеризуют эпоху.

То же самое относится и к костюму национальному. Надо уметь выбрать лишь самое типичное для данного народа. Например, для кавказского горца мало будет черкески с газырями, бешмета, бурки и папахи. Для театра интересно в костюме то, что раскрывает национальные особенности горца — его ловкость, отвагу, грацию, пылкость и стремительность. Тонкая, гибкая талия, широкие плечи, гордая постановка головы, — все это может быть подчеркнуто костюмом очень выразительно. Некоторые манеры и привычки, свойственные народу, также передаются с помощью костюма. Кавказец постоянно играет шапкой: то он сдвигает ее на брови, то отбрасывает на самый затылок, так что она чудом на нем держится. Народы Средней Азии, привыкшие к халатам, постоянно запахивают его, закладывая полу за полу и придерживая их на груди.

В наше время национальный костюм нельзя делать только по этнографическим материалам далекого прошлого. Изучая костюм народа в его прошлом, надо вносить поправки на его современность, одевая актера в современную «редакцию» этого костюма. Благодаря отдельным деталям, а главное манере носить вещи, исполнитель может ярко передавать характерные национальные черты образа. Костюм должен быть задуман и выполнен так, чтобы он помогал актеру правильно перевоплощаться в образ. Это относится не только к историческим и национальным признакам костюма, но и к социальной, экономической и психологической характеристике играемого образа.

Недостаточно, конечно, знать, что Бальзаминов был русским и отнести его жизнь к середине XIX века. Этого мало. Надо еще знать, из какого он сословия, его социальное и экономическое положение: барин или чиновник из дворян мог быть беден, а купец или приказчик из крестьян — богат. Костюм должен определить по внешности действующего лица и его общественное положение, и степень его благосостояния.

Костюм не должен только пассивно пояснять и декларировать зрителю национальность, общественное положение и другие особенности персонажа. Костюм может играть активную роль в раскрытии образа. Каждый по себе знает, какую роль в самочувствии человека играет одежда. Поведение человека иногда меняется от его настроения, а оно часто зависит от складно затянутого ремня, аккуратно расправленных складок гимнастерки.

Даже висящий на вешалке костюм должен характеризовать действующее лицо — его возраст, профессию, привычки, словом, его характер. Мало кто заметит. что у профессора Полежаева («Беспокойная старость» Рахманова) носовой платок не в кармане, а в левом рукаве пиджака. Для актера же за этим штрихом — целая биография героя: его среда, воспитание, образ жизни. Не всякий зритель заметит, что у Бальзаминова воротник сюртука имеет тенденцию сползать назад и открывать сзади воротника сорочки и галстух, а актеру это поможет почувствовать себя неудобно, робко, «не в своей тарелке».

Костюм создает внешний образ не только через актерское самочувствие, но и непосредственно придавая фигуре нужный вид. С помощью костюма человека можно сделать высоким или низким, здоровым или хилым.

Для изменения фигуры служат различные приспособления: толщинки, ватоны для ног, общие ватоны, животы, горбы, плечи и т. д. Делаются они, главным образом, из ваты или волоса. В последнее время их пытаются совершенствовать и облегчать, изготовляя из пробки на легких каркасах или из надувной резины.

Но далеко не всегда фигура видоизменяется толщинкой. Многое можно сделать и самым покроем костюма. Длинное платье или пальто увеличивают рост и худят. Треугольный длинный вырез на груди тоже худит, а круглый и квадратный — толстит. Светлый, короткий жилет под широко раскрытым пиджаком — толстит, а темный, длинный, с острыми нижними углами, мало открытый жилет худит. Высоко вшитые рукава придают вид узкоплечести. Узкую спину и грудь, кривые ноги, низкую талию, — все это можно сделать покроем. Большую роль играют также цвет и расцветка костюма: темные цвета худят, светлые, яркие — толстят; полосы в длину — худят, полосы в ширину — толстят.

Костюм «играет» не только сам по себе, но и во взаимодействии с другими. Наряд богат или беден, элегантен или безвкусен, бледен или ярок не сам по себе, а по сравнению с другими костюмами. Вот, например, два ученика Полежаева — Воробьев и Бочаров. Мы оденем их так, чтобы из сравнения внешнего вида можно было уловить какие-то черточки их характера, предугадать их дальнейшую роль в развитии событий. Было бы грубо и примитивно, если бы мы попытались костюм сам по себе сделать положительным или отрицательным, но это можно сделать путем сравнения, путём выделения в костюмах тех или иных качеств и черт характера. Нет, например, ничего отрицательного в чистом костюме и незапыленной обуви, но, если на фоне работающей группы людей, одежда которых в беспорядке и пыли, появится персонаж в нарядном костюме, мы, если нет других объясняющих обстоятельств, отнесемся к его аккуратности отрицательно. Таким образом, через сравнение костюмов характеризуется и персонаж, и масса.

Эскизы костюмов создаются художником не изолированно, а как органическая часть художественного целого, которое являет собой все оформление спектакля. Если оно живописно, то сочетание цветов играет в нем основную роль: костюмы и их детали должны быть в той же цветовой гамме, в какой выдержано все остальное. Иногда не только цвета костюмов, но и фактура тканей, из которых они изготовлены, должна согласовываться с фактурой декорации. Считаться приходится не только с декорацией, но и со светом: часто прием освещения, его цвет и тон заставляют нас пересматривать цвет костюмов и ткань. Но зато какая прекрасная картина открывается перед зрителем, когда живое световое пятно актерского костюма, сочетаясь с другими такими же пятнами и перекликаясь с декоративным фоном, составляет вместе с ним и со светом полнозвучный аккорд.

Нашему профессиональному и самодеятельному театральному искусству знакомы только два способа одевания актеров: выписка готовых костюмов напрокат, в которой фигурируют «островские бытовые старухи», «чацкие брюки» и «пушкинская шляпа», или же самостоятельное изготовление костюмов по эскизам. Второй способ, конечно, очень хорош, но он не всем доступен. Если у драмколлектива есть возможность шить костюмы самим, это отнюдь не значит, что можно сдать эскиз застройщику и ждать от него готового костюма. Расшифровка эскиза и перевод его в выкройку — сложнейшая задача, посильная далеко не всякому закройщику, даже имеющему опыт работы в театре.

Изготовление костюмов по cобственным эскизам мало кому доступно, но это не значит, что можно ограничиться подбором готовых вещей из проката. Есть еще и третий путь — трудный, но зато увлекательный. Это путь творческого преобразования и приспособления всего имеющегося под руками. Рассматривая эскиз костюма или репродукцию с картины, по которым решено одеть тот или иной персонаж, надо уметь увидеть, какая из доступных вещей сможет «сыграть». Использовать вещи по новому назначению, заставить их служить в новых ролях, приспособить их, переделать, преобразовать, — вот истинно творческий путь создания сценического костюма для подавляющего большинства наших самодеятельных драмкружков. Плиссированная белая нижняя юбка с оборкой может превратиться в плащ мушкетера. Но если ее окунуть в черный цвет, она «сыграет» еще лучше. Красные суконные гусарские рейтузы, надетые не на ноги, а на руки, и собранные в складку у локтя и предплечий, цветная шуба, рукава которой спереди подпороты, так что висят за плечами, — эти старые вещи окажутся богатым польским костюмом XVI века. Подбор с фантазией, новое приспособление вещей, перелицовка, окраска, раскраска, трафарет, аппликации, — вот как можно создавать сценический костюм почти в любых условиях. Конечно, какие-то части костюма должны делаться вновь или покупаться, но между таким методом и заказом целых костюмов от обуви до головных уборов — разница огромная. Если к этой работе привлечены все участники самодеятельного коллектива, — а они должны быть привлечены обязательно, — это имеет для них огромное воспитательное и образовательное значение. В процессе создания костюма для спектакля участник самодеятельного драмколлектива знакомится с художественными и литературными памятниками эпохи, развивает свой художественный вкус, а главное, по-настоящему вдумывается во внутреннюю сущность образа.

Если для участия в исторической пьесе ему придется рыться в книгах и гравюрах, ходить по музеям и картинным галереям, то при работе над ролью в современной пьесе ему надо научиться внимательно смотреть вокруг себя, наблюдать, запоминать.

С точки зрения костюма современные советские пьесы могут быть условно разбиты на три группы: к первой относятся пьесы о советской интеллигенции, ко второй — о войне и к третьей — о колхозной деревне. В число произведений, посвященных нашей интеллигенции, входят такие пьесы, как «Старые друзья» Л. Малюгина, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Глубокая разведка» А. Крона.

В «Глубокой разведке» в костюмах важно подчеркнуть условия Азербайджана — жару, пыль, нефть. Особого внимания требуют национальные костюмы азербайджанцев. Не делая этнографически точных костюмов, надо найти такой синтез советского рабочего костюма с национальными деталями (обувь, головной убор, рубаха), чтобы сразу ясно было, где происходит действие. Интересен костюм Мехти, в котором много подражания Западу. Мехти, в сущности, случайный человек в Советском Азербайджане, — его настоящее место Сирия, Ливан и т. д.

Пьесу «Беспокойная старость» можно играть в современных костюмах, но для профессора Полежаева надо найти скромный, немодный костюм, лучше всего темносерый или черный. Брюки могут быть в серую полоску, галстук — не яркий, воротничок — крахмальный отложной, ботинки — черные. Платья его жены, если удастся сшить их по моде 1916-1917 года, должны отличаться строгостью и скромностью.

Ко второй группе пьес, посвященных Великой Отечественной войне, относятся: «Сын полка» В. Катаева, «Русские люди» К. Симонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «За тех, кто в море» Б. Лавренева. Шить тут придется очень мало — почти все костюмы можно подобрать. При подборе или изготовлении морской формы для действующих лиц пьесы «За тех, кто в море» крайне желательно, чтобы в том, как будут сидеть кителя на Максимове и Боровском, была видна разница их человеческих качеств: Боровский подчеркнуто щеголеват, у него слишком подложены плечи, слишком узка талия, чрезмерно лихо заломлена фуражка; Максимов же одет по-военному складно, но скромно и просто. Это поможет актеру раскрыть, а зрителю воспринять различие в этих двух образах.

Третья группа — это пьесы колхозные и связанные с деревней: «В степях Украины» А. Корнейчука, «На белом свете» П. Нилина, «Хлеб насущный» Н. Вирты, «За Камой-рекой» В. Тихонов. Задача костюма в этой группе пьес на первый взгляд кажется простой. На самом же деле она довольно сложна. Современная советская деревня далеко ушла от старой, дореволюционной, и было бы ошибочно одеть нынешних колхозников из пьесы «В степях Украины» в синие шаровары с красным кушаком, а дивчин — в плахты и вышитые рубахи. Но все же неверно, бесцветно и серо выглядели бы украинцы, если бы мы совсем лишили их чудесного национального колорита. Украинец, особенно крестьянин, любит свою народную одежду, и в костюмах спектакля это должно найти яркое выражение. Для стариков характерен будет широкий украинский «брыль» — шляпа из соломы, суровая холщевая рубаха, собранная на вороте в сборки, серая домотканная свитка, но городские брюки в сапоги ил навыпуск. У молодых должны быть рубашки с вышитой грудью, заправленные не в шаровары «шириной в Черное море», а в современные городские брюки. Так же и у девушек: современные, правда, несколько отстающие от моды, платья из розового, голубого и желтого шелка и сатина; в косах — ленты, на груди –кораллы и бусы. У старух национального элемента больше — может быть и юбка, сшитая из плахт, холщевая рубаха с узенькой вышивкой по вороту и рукавам.

Примерно то же и с другими колхозными пьесами. Платья — почти городские. Но в цветах и расцветках, в покрое и отделке платьев должен чувствоваться вкус людей, не боящихся яркого цвета. В мужской одежде — почти ничего специфически деревенского, кроме сапог и некоторых деталей: вышитый ворот рубахи, домашнего плетенья поясок-шнурок. В зимней одежде — много овчины, жеребка, пиджаков из телячьих шкур. Часто ещё донашивается военная одежда. Даже у женщин можно увидеть и ватник, и защитный бушлат, и перешитую шинель.

Значительно сложнее обстоит дело, когда надо «одеть» действующих лиц классической пьесы.

«Женитьба» Гоголя написана в1833 году, как современная автору пьеса. Следовательно, играть ее надо в костюмах 30-х годов. Наиболее распространенным костюмом штатского дворянина того времени был фрак: днем –цветной, вечером — черный. Плечи фраков — с небольшими буфами, рукав — круглый в локте, очень узкий у запястья, длина фалд — на ладонь выше подколенной выемки. Жилеты — другого цвета, чем фраки, и из других тканей, большей частью шелковые, бархатные. Брюки — на штрипках, либо в цвет фрака, либо из более светлой материи. Чиновники носили форменное платье своего ведомства, но основа у него одна — зеленый вицмундир (фрак), жилет и брюки. Воротник и пуговицы менялись в зависимости от ведомства: воротник — синий бархатный, черный, темнозеленый; пуговицы — золотые и серебряные, с гербом или гладкие. Подколесин может быть и в штатском, и в вицмундире. Кочкарев либо в цветном фраке, либо в сюртуке; брюки более светлые, чем фрак или сюртук; жилет — цветной. У всех высокие стоячие воротники и черные широкие галстуки, заправленные под вырез жилета. Онучкин — офицер. На нем — двубортный темнозеленый закрытый вицмундир с красным, желтым или черным стоячим воротником: брюки — зеленые; на них, по краю воротника и вокруг запястий — кант в цвет воротника. Пуговицы — золотые. Погонов нет — он в отставке. Яичница — чиновник и должен носить вицмундир. Жевакин — морской офицер. На нем черный однобортный вицмундир с серебряными пуговицами и белым кантом; брюки — белые; фуражка — черная с белыми кантами и выпушкой — по низу и верху околыша и между тульей и верхом; козырек — лаковый. Фуражка носится «по-морски», т. е. нахлобученной почти по самые уши. Агафья Тихоновна — при первом появлении в белых пышных накрахмаленных юбках и лифчике, сверх которого легкий полупрозрачный пеньюар или кружевная кофта. Потом на эти же юбки надевается платье из плотной шелковой ткани. В конце спектакля на ней белое подвенечное платье. В обоих платьях плечи довольно низко открыты, вырез — круглый, рукав — широкий у локтя и подобран в запястье. Хороший познавательный материал для костюма остальных персонажей можно найти в картине Федотова «Сватовство майора». Эти и другие картины Федотова чрезвычайно полезны для костюмирования пьес Островского.

В пьесе «Бедность не порок», «Не все коту масленица» и «Женитьба Бальзаминова» по картинам Федотова можно делать все женские платья. Мужские костюмы этих пьес — это русское купеческое платье: сюртуки, которые шились так, что больше смахивали на поддевки, брюки модного рисунка и часто даже из заграничной ткани, но надетые в сапоги, головной убор, представлявший нечто среднее между европейским цилиндром и русской поярковой шляпой. Такие купцы, как Гордей Торцов или Коршунов, должны быть одеты подчеркнуто по моде. Но это модное платье сидит на них так, что они чувствуют себя неловко, непривычно.

Несколько особняком от этих пьес стоит «Доходное место». Здесь фигурируют крупные и мелкие чиновники и их жены. Люди этой среды пытались одеваться по самой последней столичной моде. Хотя эта пьеса написана в конце 50-х годов, а впервые поставлена в середине 60-х годов, мы советовали бы использовать для этого спектакля костюм несколько более позднего периода, а именно конца 60-х — начала 70-х годов.

Моды этих лет гораздо более выразительней. В мужском костюме больше разнообразия в фасонах и цветах, а в женском платье линия достигает максимальной остроты и выразительности. Турнюры (волосяные и ватные подушечки) подчеркивают и преувеличивают линию бедер и изгиб талии. Фигура открыта и обрисована спереди и сверху (глубокие декольтэ) и скрыта сзади и внизу. Материал к этим костюмам, и в частности к «Доходному месту», могут дать картины Перова «Приезд гувернантки», Юшанова — «Проводы начальника», Петрова — «Сватовство чиновника к дочери портного», Прянишникова — «Жестокие романсы», Пукирева — «Неравный брак» и особенно «Прием приданого по описи», в которой советуем обратить внимание на две фигуры в темнокрасном и палевом платьях.

Мужские костюмы пьесы М. Горького «Мещане» особых трудностей не представляют. Бессеменов — в сюртуке русского покроя, русской рубашке и сапогах; Перчихин — в живописных лохмотьях-обносках; у Тетерева — сюртук, брюки навыпуск, отложной воротничок когда-то крахмальной сорочки. Нил — в русской рубашке, пиджаке и брюках, заправленных в сапоги; все поношенное, рабочее, но аккуратное. Студенты — в студенческой форме. Это серые и зеленые тужурки, под которыми парусиновые блузы и русские темные и белые рубахи. Женские костюмы несколько сложнее. Для костюмов молодых материалом послужат отчасти картины Маковского «Вечеринка» и «Объяснение в любви» (девушка в красной кофте). Для старух — почти такое же платье, что для бедных костюмов пьес Островского.

Горьковская пьеса «На дне» дает большой простор фантазии актеров и художника в смысле костюма. Чем характернее будут одеты жители костылевской ночлежки, тем образы и весь спектакль получатся ярче. Платья Наташи и Василисы — ситцевые и сатиновые, длинные; талия — низкая, рукав — чуть ниже локтя, ворот — закрытый; в качестве отделки — тесьма на кофте и оборки на юбке. Для парадных платьев (3-й акт) надо поддевать несколько нижних юбок. Для платья Василисы хорош темнокрасный и темнозеленый, для Наташи — головной платок, который может быть спущен с головы и обвязан просторным узлом вокруг шеи. У Василисы — шаль. Форма городового — черный закрытый двубортный сюртук с глухой застежкой и красным кантом, черные шаровары в сапоги, фуражка — черная с красным кантом и гербом на тулье. На груди — жестяная номерная бляха. Через плечо — красный шнурок от револьвера, висящего в черной кожаной кобуре на таком же поясе с правой стороны; на левой стороне, на ремне через плечо, — шашка — «селедка».

Для чеховских водевилей и сценок подбор костюмов не представляет трудностей. Вот лишь несколько деталей. В «Медведе» дворянская фуражка — белая с красным околышем и черным лаковым козырьком. В «Юбилее» Шипучин в визитке (род сюртука со скошенными круглосрезанными фалдами), которая носилась с полосатыми брюками. В «Свадьбе» форма телеграфиста — черный двубортный китель с желтым воротником и желтыми петлицами на манжетах рукавов с серебряными пуговицами. Для женских платьев 90-х годов характерны длинные юбки со шлейфами в вечерних нарядах; талии — низкие, рукава — с буфами, широкие у плеч, узкие и длинные в запястье.

Создание сценического костюма — процесс творческий, требующий неустанного труда и внимания. Только внушив всем участникам самодеятельного драмколлектива глубокий интерес и любовь к этой области театрального искусства, руководитель может поднять все оформление своих спектаклей на высокий художественный уровень.

Возврат к списку