Театр и финансирование

Валентина Музычук

Распечатать

В условиях пандемии коронавируса театры и сфера культуры в целом столкнулись с серьезными вызовами, связанными с вынужденным закрытием для посетителей и ощутимыми финансовыми потерями в виде, так называемых, недополученных доходов. Это может повлечь за собой сбои в оплате труда персонала и перечислении регулярных платежей, связанных с эксплуатацией имущества, а также привести к дисфункции в системе функционирования отечественной модели репертуарного театра в целом в самом ближайшем будущем.

Вместе с тем на протяжении текущего десятилетия в нашей стране проводится реформа бюджетного сектора, направленная на оптимизацию государственных расходов и трансформацию культурной деятельности в процесс оказания услуг потребителю, что, в свою очередь, приводит к пересмотру критериев эффективности государственных (муниципальных) учреждений: от содержательной составляющей в сторону количественных показателей (количество мероприятий, количество посетителей, объем заработанных доходов и проч.). Но несмотря на настойчивые попытки финансово-экономических ведомств перевести сферу культуры на рыночные условия хозяйствования с присущими им самоокупаемостью и стремлением все «больше зарабатывать», реальная действительность и здравый смысл постоянно напоминают о некоммерческой природе отечественного репертуарного театра и ошибочности количественного подхода к оценке его деятельности на основе исключительно экономической эффективности.

Попробуем разобраться в финансовой подоплеке деятельности российских театров1 и развеять мифы по поводу самоокупаемости, коммерческой успешности и возможностей привлечения внебюджетных средств для поддержки театрального искусства.

«Позволю себе не согласиться с теми, кто безоговорочно утверждает, что самостоятельно заработанные деньги служат для искусства лекарством от всех бед. <…> Те, кто сильнее всего страдает от сокращения государственного финансирования, как правило, не имеют возможности своей непосредственной деятельностью заработать себе на жизнь».

Пол Димажио2


Бюджетное финансирование.

Основу финансового обеспечения государственных (муниципальных) театров в Российской Федерации составляет бюджетное финансирование. В 2018 г. было выделено из консолидированного бюджета РФ на финансирование 6191 театров в системе Минкультуры России 68,1 млрд. рублей или 12,9 % от совокупного бюджета сферы культуры. Доля расходов на театры в общих расходах на культуру и кинематографию из КБ РФ относительно стабильна и варьируется в диапазоне 11-13 % с 2011 г. (табл. 1).

Таблица 1. Динамика расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного финансирования театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.

В сопоставимых ценах финансирование театров за счет бюджетных средств увеличилось в 2018 г. в 1,17 раза по сравнению с уровнем 2011 года, но не превысило значения данного показателя в 2013/2014 гг., что свидетельствует о том, что с 2014 г. реального увеличения финансового обеспечения театров за счет государственных средств не произошло (рис. 1). Другими словами, реальный объем бюджетного финансирования российских театров остался на уровне 5-летней давности.

Рисунок 1. Темпы роста расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного финансирования театров в системе МК РФ, в разах (2011 = 1)

Следует отметить, что темпы роста бюджетного финансирования театров в системе Минкультуры России превышали темпы роста расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ на всем протяжении рассматриваемого периода.

Как уже было сказано выше, в структуре финансовых поступлений театров превалируют бюджетные средства. В 2018 г. доля бюджетного финансирования составила 69%, поступления от основных видов уставной деятельности – 27%, благотворительные и спонсорские средства – 2%, поступления от предпринимательской деятельности – 1% и доходы от сдачи имущества в аренду – 1% (рис. 2).

Рисунок 2. Структура финансовых поступлений театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.

За рассматриваемый период в структуре финансовых поступлений российских театров произошли определенные изменения: доля бюджетного финансирования сократилась с 71% до 69%, но существенно выросла доля собственных заработанных доходов (поступлений от основных видов уставной деятельности): с 21% до 27%.

Доля бюджетного финансирования в общей сумме финансовых поступлений театров снижается с 2014 г., что отражает политику органов управления культуры по сокращению бюджетных средств и росту собственных заработанных доходов театров (табл. 2).

Таблица 2. Динамика доли бюджетного финансирования в общей сумме финансовых поступлений театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.

В федеральных театрах доля бюджетного финансирования ниже и составила в 2018 г. 60,1%, а в театрах местного ведения (в ведении субъектов РФ и муниципальных образований) – 71,8%. В региональном разрезе (без учета федеральных театров) этот показатель варьировался в 2018 г. от 57,4% в Москве до 98% в Республике Ингушетия (табл. 3).

Таблица 3. Доля бюджетного финансирования в структуре финансовых поступлений театров в региональном разрезе (без учета федеральных театров), %

В 36 регионах доля бюджетного финансирования в структуре финансовых поступлений театров составила в 2018 г. свыше 80%: Кемеровская обл., Челябинская обл., Тульская обл., Республика Крым, Рязанская обл., Амурская обл., Московская обл., Астраханская обл., Томская обл., Орловская обл., Республика Марий Эл, Забайкальский край, Ульяновская обл., Республика Башкортостан, Республика Северная Осетия-Алания, Красноярский край, Республика Мордовия, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Тыва, Сахалинская обл., Мурманская обл., Чувашская республика, Республика Хакассия, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Адыгея, Еврейская авт.обл., Кабардино-Балкарская республика, Республика Дагестан, Магаданская обл., Карачаево-Черкесская республика, Республика Алтай, Чеченская республика, Республика Ингушетия.

Следует отметить, что высокая доля бюджетного финансирования в общей сумме финансовых поступлений театров в отдельных регионах России связана не с высоким уровнем финансового обеспечения сферы культуры, а с тем, что «”бедные регионы” вынуждены проводить социально ориентированную бюджетную политику, не имея возможности осуществлять другие расходы»1. Социально-экономическое положение основной массы населения таких регионов не позволяет театрам осуществлять ценовую политику, направленную на рост собственных заработанных доходов за счет повышения цен на билеты.

Внебюджетные доходы.

Доля благотворительных и спонсорских средств в российских театрах сократилась с 7% до 2% за рассматриваемый период (рис. 2). В ситуации с исполнением «майских указов» 2012 г. и проведения оптимизационных мероприятий в рамках реформирования бюджетного сектора театры в течение ряда лет были вынуждены компенсировать нехватку бюджетных средств (в сопоставимых ценах, финансирование театральной деятельности в системе Минкультуры России в последние годы сохраняется на уровне пятилетней давности (с 2014 г.)) увеличением объема заработанных доходов для покрытия эксплуатационных расходов, выплат стимулирующего характера и налоговых отчислений при одновременном снижении благотворительной и спонсорской поддержки, что свидетельствует о тенденции коммерциализации театрального искусства.

В экономике культуры применительно к театрам для оценки показателя коммерциализации применяется отдельный показатель - соотношение объема доходов от продажи билетов к общей сумме расходов театра. Данный показатель позволяет оценить долю расходов театра, которая покрывается за счет доходов от продажи билетов. Считается, что комфортным для финансового состояния театра является соотношение в 18-20%. В российских театрах данный показатель демонстрирует рост с 18,4% в 2011 г. до 26,6% в 2017 г. В 2018 г. его значение снизилось до 25,1% (рис. 3).

Рисунок 3. Доля доходов от мероприятий в общей сумме расходов театров в системе МК РФ, %

Уже в 2012 г. данный показатель вышел из зоны комфортности и стал расти достаточно высокими темпами, что вполне согласуется с директивой органов управления сферой культуры, согласно которой учреждения культуры «должны больше зарабатывать». Не исключена вероятность, что снижение данного показателя в 2018 г. связано с политикой региональных властей по ограничению роста цен на билеты в театры, о чем неоднократно заявляли директора местных театров. Также это может быть обусловлено непростым социально-экономическим положением основного населения страны, для которого повышение цен на билеты оборачивается снижением посещаемости театра. Таким образом, возможности увеличения собственных заработанных доходов театров за счет повышения цен на билеты ограничены по объективным причинам.

Из 26,84 млрд. рублей, заработанных государственными (муниципальными) театрами в 2018 г. доходов от основных видов уставной деятельности, 10,0 млрд. рублей (или 37%) поступили от 24 федеральных театров. Из оставшихся 16,84 млрд. рублей, заработанных региональными и местными театрами, 9,12 млрд. рублей (еще 34%) приходились на театры Москвы (6,55 млрд. рублей) и Санкт-Петербурга (2,57 млрд. рублей). Таким образом, доходная база 483 региональных и местных театров (за исключением федеральных, московских и петербургских театров) составила 7,72 млрд. рублей (или 29% от общей суммы заработанных средств). Другими словами, 78% государственных (муниципальных) театров заработали 29% финансовых средств от продажи билетов.

Доходы от основных видов уставной деятельности – важный показатель устойчивости и жизнеспособности театра в современной социально-экономической системе. Но не стоит этот показатель переоценивать и уж тем более возводить в ранг ключевых индикаторов эффективности деятельности театра, как это происходит сейчас. Оценки деятельности театра на основе бизнес-подхода неприемлемы, поскольку театр – некоммерческая организация, для которой извлечение прибыли не является основополагающим мотивом ее существования и развития.

Анализ доходов от основных видов уставной деятельности свидетельствует о том, две трети доходов государственных (муниципальных) театров России от продажи билетов генерируют федеральные (24 ед.), московские (82 ед.) и петербургские (30 ед.) театры. Социально-экономическое положение основной массы регионов России не способствует созданию благоприятной среды для повышения доходов театров от уставной деятельности. В этой ситуации бюджетное финансирование является государственной гарантией обеспечения доступности театрального искусства для широких слоев населения.

Из 2,02 млрд. рублей благотворительных и спонсорских средств российских театров 1,15 млрд. рублей или почти 57% были привлечены в 2018 г. федеральными театрами. Крупные суммы благотворительных и спонсорских средств были также отмечены в 3-х субъектах РФ: Москва (465 млн. рублей), Пермь (111 млн. рублей), Татарстан (75 млн. рублей). Вместе с федеральными театрами они аккумулировали 89% от общего объема привлеченных российскими театрами благотворительных и спонсорских средств. Таким образом, основной объем благотворительных и спонсорских средств был привлечен театрами, расположенными в крупных экономических центрах, аккумулирующих финансовые потоки региона. В дотационных регионах рассчитывать на благотворительную и спонсорскую поддержку театрального искусства пока не приходится.

Из 1,54 млрд. рублей доходов российских театров от предпринимательской деятельности 65% были заработаны театрами Москвы (911 млн. рублей) и Санкт-Петербурга (101 млн. рублей) (без учета федеральных театров). С учетом федеральных театров (плюс 111 млн. рублей) московские и петербургские театры заработали 73% от совокупных доходов театров в системе Минкультуры России от предпринимательской деятельности. Как и в случае с благотворительными и спонсорскими средствами доходы от предпринимательской деятельности зависят от экономического потенциала регионов, в которых расположены театры. В дотационных регионах (их большинство в настоящее время) возможности театров по получению доходов от предпринимательской деятельности ограничены.

Известный тезис о том, что «театр существует для зрителя» в настоящее время активно используется при аргументации, оправдывающей директиву «театры должны больше зарабатывать». В этой связи год от года задаются нормативные показатели повышения посещаемости, что, в свою очередь, должно повлечь рост собственных заработанных доходов театров. Оба эти показателя активно используются для оценки эффективности деятельности российских театров.

Однако невысокая посещаемость не всегда является показателем неэффективности театра. Во-первых, низкий уровень жизни основной массы населения не позволяет людям ходить в театр так часто, как им бы хотелось. Во-вторых, экспериментальный спектакль вполне может не собрать полный зал почитателей. В-третьих, провал какой-либо постановки не является следствием неэффективности самого театра, а имеет место быть по, так называемому, «праву на ошибку». В-четвертых, как справедливо отмечают в СТД, «плохой театр – лучше, чем никакой», потому что он создает культурную среду и генерирует вокруг себя потоки креативности. В-пятых, плохой театр – не приговор. История театра знает массу примеров, когда смена команды приводила к возрождению театра. Наконец, требовать от театра показателей посещаемости 40-летней давности не представляется возможным, потому что кардинально расширились возможности проведения досуга, в том числе благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий.

Расходы на оплату труда.

В структуре расходов российских театров превалируют расходы на оплату труда (рис. 4).

Рисунок 4. Структура расходов театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.

В 2018 г. этот показатель составил 56%, увеличившись на 9 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2011 г. (47%). Напротив, доля расходов на приобретение оборудования снизилась с 11% в 2011 г. до 5% в 2018 г. Также снизилась доля расходов на капитальный ремонт и реставрацию с 5% в 2011 г. до 2% в 2018 г. Доля расходов на новые постановки не превышает 5-6% от совокупных расходов театров. Доля прочих расходов также остается в пределах трети от объема совокупных расходов театров.

В региональном разрезе (без учета федеральных театров) разброс показателя доли расходов на оплату труда в общей сумме расходов театров составил в 2018 г. 2,4 раза: от 35% в Новосибирской обл. до 83% в Смоленской обл. (табл. 4).

Таблица 4. Доля расходов на оплату труда в совокупных расходах театров местного ведения в региональном разрезе (без учета федеральных театров), %

В среднем по театрам местного ведения этот показатель составил 58%. В 46 регионах России значение данного показателя превышало среднероссийский уровень. Среди них Московская обл. (71%), Саратовская обл., Челябинская обл. и Тульская обл. (по 68%), Красноярский и Хабаровский края (по 67%), Мурманская обл., Амурская обл. и Краснодарский край (по 64%) и др.

В 2018 г. средняя оплата труда в российских театрах составила 51853 рубля или 119% от уровня средней заработной платы по экономике в целом (табл. 5).

Таблица 5. Динамика оплаты труда в сфере культуры и в театрах в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.

В номинальном выражении оплата труда в театрах выросла в 2,4 раза за рассматриваемый период, а в сопоставимых ценах – в 1,5 раза. Темпы роста оплаты труда в сфере культуры опережали темпы роста оплаты труда в театрах на всем протяжении рассматриваемого временного диапазона (рис. 5). Причем разрыв увеличился с 9 процентных пунктов в 2013 г. до 31 процентных пункта в 2018 г.

Рисунок 5. Темпы роста средней оплаты труда в театрах и в сфере культуры в целом, в разах

В связи с тем, что соотношение средней оплаты труда в театрах к средней заработной плате по экономике в целом всегда было высоким (94% в 2011 г. и 119% в 2018 г.), основные финансовые средства, выделяемые из КБ РФ на исполнение «майских указов» 2012 г. в части повышения оплаты труда, направлялись в другие подотрасли сферы культуры (в первую очередь, в библиотеки и культурно-досуговые учреждения). Кроме того, в театрах по сравнению с другими типами учреждений культуры традиционно высока доля собственных заработанных доходов в структуре финансовых поступлений, благодаря чему повышение оплаты труда во многом обеспечивалось за счет собственных средств (табл. 6).

Таблица 6. Динамика доли собственных средств в совокупных расходах театров на оплату труда за 2011 – 2018 гг.

В 2017 г. наблюдалось самое высокое значение данного показателя за рассматриваемый период (28%). В театрах местного ведения (без федеральных театров) средняя оплата труда в театрах составила 45009 рублей (табл. 7).

Таблица 7. Динамика оплаты труда в театрах местного ведения за 2011 – 2018 гг.

В сопоставимых ценах средняя оплата труда в театрах местного ведения выросла в 1,48 раза за рассматриваемый период, причем в 2015 и 2016 гг. реального увеличения данного показателя не наблюдалось (рис. 6).

Рисунок 6. Темпы роста средней оплаты труда в театрах местного ведения (2001 = 1), в разах

В региональном разрезе разброс значений средней оплаты труда в театрах местного ведения (без федеральных театров) составил 3,7 раза: с 21012 рублей в Кабардино-Балкарской Респ. до 77098 рублей в Сахалинской обл. (табл. 8). Только в 13 субъектах РФ данный показатель превышал среднероссийский уровень.

Таблица 8. Средняя оплата труда в театрах местного ведения в 2018 г. (без федеральных театров), рубли

В 2018 г. соотношение средней оплаты труда в театрах местного ведения к средней заработной плате по экономике регионов достигло 90 %. В региональном разрезе разброс этого показателя составил от 72 % в Ставропольском и Приморском краях до 116 % в Орловской области (табл. 9).

Таблица 9. Соотношение средней оплаты труда в театрах местного ведения к средней заработной плате по экономике региона в субъектах РФ, %

По итогам 2018 г. «майские указы» 2012 г. (в части доведения средней оплаты труда в сфере культуры до 100% от средней заработной платы по экономике региона) были выполнены по отношению к оплате труда в театрах в 18 регионах России: Республика Саха (Якутия), Тюменская область, Забайкальский край, Алтайский край, Кировская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Чувашская Республика, Брянская область, Ульяновская область, Рязанская область, Республика Бурятия, Пермский край, Республика Башкортостан, Красноярский край, Тверская область, Республика Татарстан, Орловская область. Следует отметить, что в перечень субъектов РФ, выполнивших «майские указы» попали регионы с относительно низкой средней оплатой труда по экономике: Алтайский край, Чувашская респ., Брянская обл., Кировская обл., Орловская обл., Ульяновская обл.

К сожалению, показатель средней оплаты труда по театрам не отражает реальной ситуации с размером заработной платы в конкретных учреждениях и в разрезе профессий. Во многом это обусловлено тем, что в рамках выполнения «майских указов» Президента РФ от 2012 г. о доведении уровня оплаты труда в учреждениях культуры до 100 % от размера среднемесячной заработной платы по экономике региона применялись математические манипуляции в отчетных бумагах, в соответствии с которыми отдельные категории сотрудников переводили на полставки при сохранении того же самого объема работы и уровня оплаты труда. В результате, с точки зрения отчетности среднемесячная заработная плата увеличивалась в двукратном размере. Вместе с тем нельзя не признать, что уровень оплаты труда в театрах – один из самых высоких в сфере культуры (по сравнению с оплатой труда в библиотеках и культурно-досуговых учреждениях). В федеральных театрах доля собственных заработанных средств в расходах на оплату труда достигает 50 % и больше.

Расходы на новые постановки и приобретение оборудования.

Доля расходов на новые постановки составила в театрах местного ведения в 2018 г. 5,5% в совокупных расходах театров. Разброс данного показателя составил от 35,1% в Республике Алтай до 0,7% в Карачаево-Черкесской республике (табл. 10).

Таблица 10. Доля расходов на новые постановки в совокупных расходах театров местного ведения в региональном разрезе (без учета федеральных театров), %

Количество новых постановок – важный показатель жизнеспособности театров. Из 5,4 млрд. рублей, направленных в 2018 г. на создание новых постановок, 1,8 млрд. рублей пришлись на федеральные театры, и 3,6 млрд. рублей – на театры местного ведения. В 23 субъектах РФ сумма на новые постановки не превышала 10 млн. рублей.

Доля расходов на приобретение оборудования в общей сумме расходов театров местного ведения составила в 2018 г. 5 %. В региональном разрезе разброс значений данного показателя составил от 0,2 % в Карачаево-Черкесской республике до 22,4 % в Новосибирской области (табл. 11).

Таблица 11. Доля расходов на приобретение оборудования в совокупных расходах театров местного ведения в региональном разрезе (без учета федеральных театров), %

В 47 субъектах РФ данный показатель был в 2018 г. ниже среднероссийского уровня.

Обновление материально-технической базы театров – одна из задач, требующих безотлагательного решения. В условиях, когда основными статьями расходов являются оплата труда и расходы по эксплуатации здания, средств на обновление театрального, сценического оборудования не остается в бюджете театра. Вместе с тем директора местных театров с тревогой констатируют, что в их театрах оборудование морально устарело и выработало свой ресурс, а инженерные коммуникации не соответствуют современным нормам.

Ценовая политика.

В 2018 г. средняя цена билета в театр составила 618 рублей, на мероприятия для детей – 417 рублей. В текущих ценах рост цен составил 2,1 раза по сравнению с уровнем 2011 г. (на мероприятия для детей – 2,7 раза) (табл. 12).

Таблица 12. Динамика средней цены одного посещения театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.

В реальном выражении средняя цена билета в театр увеличилась в 1,35 раза с 2011 по 2018 г., а средняя цена на мероприятия для детей выросла в 1,7 раза. С 2016 г. темпы роста цен на билеты на мероприятия для детей стали опережать темпы роста цен на билеты в целом. В 2018 г. этот разрыв увеличился максимально за рассматриваемый период (рис. 7).

Рисунок 7. Темпы роста средней цены одного посещения театров в системе Минкультуры России, в разах

Средняя цена билета в федеральные театры составила в 2018 г. 1700 рублей (1699 рублей – мероприятия для детей), что в 2,75 раза (в 4,1 раза - мероприятия для детей) выше средней цены посещения в целом по российским театрам (табл. 13).

Таблица 13. Динамика средней цены одного посещения федеральных театров за 2011 – 2018 гг.

В сопоставимых ценах средняя цена на билеты в федеральные театры выросла в 1,6 раза (в 2,3 раза – на мероприятия для детей) за рассматриваемый период. С 2015 г. наблюдается устойчивая тенденция опережения роста средней цены на билеты на мероприятия для детей (рис. 8).

Рисунок 8. Темпы роста средней цены одного посещения федеральных театров, в разах

В абсолютном выражении в федеральных театрах средняя цена билета на мероприятия для детей практически сравнялась с общим уровнем цен на билеты в театры (табл. 13). Анализ темпов роста средней цены на мероприятия для детей как в федеральных театрах, так и в целом по российским театрам свидетельствует о складывающейся тенденции к снижению ценовой доступности театрального искусства для детской аудитории с 2016 г.

Без учета федеральных театров средняя цена одного посещения составила в 2018 г. 452 рубля. Разброс данного показателя по регионам России составил 72 раза: от 20 рублей в Чеченской республике до 1438 рублей в г. Москве (табл. 14). За вычетом театров Москвы и Санкт-Петербурга разброс значений средней цены посещения театра снизился до 32 раз.

Таблица 14. Средняя цена одного посещения театров в 2018 г. (без федеральных театров), рубли

В подавляющем большинстве регионов России средняя цена на билет в театр ниже среднероссийского показателя (452 рубля), за исключением таких регионов как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Камчатский край, Сахалинская область, Хабаровский край. Цены на билеты в театры Москвы и Санкт-Петербурга в 3,2 раза и 2,8 раза, соответственно, превышают значение среднероссийского показателя. Это еще раз подтверждает тот факт, что основной рост доходов театров обеспечивается театрами столичных городов. С ценой билета в 100-150 рублей вряд ли удастся обеспечить хороший кассовый сбор и перейти на самоокупаемость, о которой мечтают чиновники финансово-экономических ведомств.

Заключение.

Анализ финансирования российских театров свидетельствует о невозможности функционирования отечественной модели репертуарного театра на принципах самоокупаемости. Самоокупаемость и финансово-хозяйственная самостоятельность – не одно и то же. Самоокупаемость означает, что собственные расходы театра должны покрываться заработанными доходами. В ситуации с театрами речь должна идти о финансово-хозяйственной самостоятельности: автономности и снижения зависимости от опеки учредителя, что позволяет театру оперативно решать текущие проблемы, распоряжаться финансами учреждения, планировать хозяйственную деятельность.

В среднем в структуре расходов российских театров, входящих в систему Минкультуры России, превалируют расходы на оплату труда (порядка 60 %) и эксплуатационные расходы (около 30 %). В театрах по сравнению с другими типами учреждений культуры традиционно высока доля собственных заработанных доходов в структуре финансовых поступлений, благодаря чему повышение оплаты труда в рамках исполнения «майских указов» от 2012 г. во многом обеспечивалось за счет собственных заработанных средств. В среднем по России доля собственных средств в совокупных расходах театров на оплату труда составляет порядка 25 %. В разрезе федеральных театров этот показатель существенно выше. В ситуации с пандемией короновируса театры стали заложниками ситуации, при которой требуется «все больше и больше зарабатывать», а объем заработанных доходов в качестве одного из KPI включается в план финансово-хозяйственной деятельности и дополнительное соглашение к контракту с руководителем учреждения. В результате, в самой трудной ситуации оказались театры, демонстрирующие высокий уровень заработанных доходов и оказавшиеся в ситуации дефицита доходов из-за вынужденного закрытия для посетителей.

Ситуация усугубляется тем, что существующая модель финансирования учреждений культуры, включая театры, основывается исключительно на количественно измеримых показателях деятельности в виде заданного количества проведенных мероприятий, уровня посещаемости и объема заработанных доходов. По сути, речь идет о финансировании только той стороны деятельности театра, которая связана с публичной сферой (взаимодействием с потребителем). Однако творческий процесс создания спектакля, сохранение отечественной модели репертуарного театра и преемственности развития театрального искусства в целом напрямую не имеют отношения к оказанию услуг, но в не меньшей степени нуждаются в финансовом обеспечении. Кроме того, театры на праве оперативного управления распоряжаются имущественным комплексом, расходы на содержание которого частично включаются в расчет объема субсидии на выполнение государственного задания.

Во многом это обусловлено тем, что расчет финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания сводится к манипуляциям с обратным счетом, при котором стоимость единицы оказываемой услуги подгоняется под фиксированный объем финансирования (что реально может выделить учредитель) и фактические показатели основной деятельности учреждения. Нормативные затраты определяются не на основе реальных потребностей, а исходя из заданного объема финансирования. Следует также отметить, что творческие процессы, техническое обслуживание и администрирование в театре как едином организме настолько тесно переплетены между собой, что искусственное разделение на творческую и хозяйственную составляющие в чистом виде не позволяет оценить реальные издержки, связанные с простоем основной деятельности.

У профессионального сообщества нет никаких иллюзий в отношении того, насколько болезненно будет осуществляться выход из карантина, возвращение к нормальной работе в условиях, когда покупка билета в театр не будет являться приоритетом в иерархии потребительских предпочтений граждан в течение неопределенного периода времени. В этой ситуации бюджетное финансирование является государственной гарантией обеспечения доступности театрального искусства для широких слоев населения, а в ситуации, усугубленной короновирусом, – залогом выживания и сохранения отечественной модели репертуарного театра. В этих условиях не вызывает сомнений, что параметры расчета государственного задания и его финансового обеспечения для театров должны быть скорректированы.

Нет худа без добра! Возможно сложившаяся ситуация – это весомый аргумент для необходимости пересмотра принципов финансирования театров и сферы культуры в целом!

Об авторе: Валентина Юрьевна Музычук, доктор экономических наук, зам. директора Института экономики РАН по научной работе, гл. науч. сотрудник Государственного института искусствознания


1 Анализ проводился на основе статистических данных ГИВЦ Минкультуры России за 2018 г. по государственным (муниципальным) театрам в системе Минкультуры России.
2 Димажио П. Дж. Выживет ли культура в условиях рынка? В сб. Выживет ли культура в условиях рынка. Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Издательство «НОТАБЕНЕ», 1996. С. 57.
3 Увеличение в 2018 г. количества театров в системе Минкультуры России до 619 театров (614 – 2017 г.) произошло за счет появления 5 новых театров в ведении Управления культуры г. Москвы.
4 Зубаревич Н.В. Экономическое развитие регионов // Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? / Независимый институт социальной политики. М.: Помпадур, 2005. С. 38.


Возврат к списку