Театр, в котором никто не забыт…

Борис Голдовский

Распечатать

Перед вами не просто книга, — не одна из прекрасных, время от времени издающихся и посвященных театру. Это — книга-событие, книга-уникум, книга-открытие — фундаментальная энциклопедия театральных судеб, талантов, на протяжении почти столетия служивших в одном из самых известных театров мира — Театре С. В. Образцова. По-существу, она открывает главный из секретов создания великих и успешных театральных организмов, и называется «Образцовцы».

В ней собрано более пятисот имен, кратких жизнеописаний ярких, талантливых, многогранных людей, и когда‑то служивших, и ныне служащих в Центральном театре кукол со дня его основания — с 1931‑го до 2018 года. Это не только известные и великие таланты — Ленора Шпет, Юрий Милютин, Зиновий Гердт, Андрей Федотов, Николай Солнцев, Никита Богословский, Борис Тузлуков, Василий Ливанов, Гарри Бардин, Сергей Алимов… Здесь и замечательные билетеры-гардеробщики, яркие администраторы, уникальные мастера по изготовлению кукол, бутафоры-декораторы, художники по свету, блистательные режиссеры, актеры, музыканты, монтировщики декораций — целая театральная планета, населенная театральными людьми с головокружительными биографиями, создавшими и создающими многолетнюю славу этого великого театра.

Что же касается «секрета», то он очевиден: выдающийся театральный коллектив возникает только тогда, когда достигнута «критическая масса» собранных в нем разнообразных талантов, неординарных личностей, творческих людей. Только в этом случае появляются действительно значимые и художественно театральные работы, только тогда можно говорить о состоявшемся и долговечно-успешном театре.

Будучи созданным почти 90 лет назад как «центральная лаборатория кукольного жанра», ГАЦТК многие десятилетия оставался экспериментальной опытной площадкой. Все причисленные в книге к «образцовцам» или воспитывались, получали профессию в этой «лаборатории», или просто в тяжелые времена (а их всегда хватало) получали в ней спасительное убежище. Здесь продолжали работать и сотрудники уничтоженных Театра Мейерхольда, Московского Камерного театра и ГОСЕТА. Здесь в качестве главных режиссеров Театра Образцова работали и создавший в 1930 году Московский городской театра кукол — ученик Е.Б. Вахтангова — В.А. Швембергер, а в 1940‑е будущий главный режиссер МТК — друг и соратник Михаила Чехова В. А. Громов. Листая эту книгу, читая живые, теплые, подчас трагические биографии многих сотен людей, понимаешь, что «образцовцы» — не только те, кто ныне работает в Театре Образцова. Некоторые из «образцовцев» уже давно и успешно трудятся в других театрах — Москвы, Петербурга, в городах России и за рубежом. Кто‑то из них, включая и автора этих строк, возглавляют свои театры, идут собственным, не всегда «образцовским» театральным путем. Но все они благодарны Сергею Владимировичу и его театру. Несколько слов хотелось бы сказать о талантливой художнице Евгении Леонидовне Шахотько — лауреате Национальной театральной премии «Золотая маска», создавшей в ГАЦТК им. С. В. Образцова за недлительное время работы там такие спектакли, как «Снеговик», «Гулял по улице щенок», «Маугли» (новая версия), которая в настоящее время успешно трудится в Московском театре кукол в качестве Главного художника театра, работы которой в МТК дважды номинировались на «Золотую маску». Вы не увидите ее фамилию в сборнике, хотя она конечно настоящий «Образцовец» и это упущение, которое хочется хотя бы этими немногочисленными словами исправить, отдать ее имени должное и пожелать дальнейших успехов.

Книга «Образцовцы» скрупулёзно, в течение более десятка лет создавалась большим самоотверженным авторским коллективом — образцовцами, — преимущественно сотрудниками Музея Театра Образцова. Среди них: Г. Салтыков, В. Шеховцев, Н. Кострова, С. Гнутикова, В, Конюхова, В. Барсков, М. Ильина, Т. Шумова, Н. Бут. Н. Монова, О. Ермаков и др. Они это сделали, хотя задача перед ними стояла почти невыполнимая. Поэтому я совершенно счастлив, что завершена задуманная мною несколько десятилетий назад трилогия, первым изданием которой в 2004 году стал роскошный фолиант «Музей театральных кукол» — об уникальном, единственном в мире собрании Музея ГАЦТК, вторым — в 2009 году огромный том «ACADEMIA Образцова» — наиболее полная, увлекательная хроника жизни и творчества ГАЦТК, и, наконец, — прекрасные «Образцовцы» — книга театральных судеб и талантов.

Важно заметить, что эта книга никогда бы не возникла без внимания, организационного таланта и упорного, самоотверженного труда и творческого мышления руководителя этого литературного проекта — засл. работника культуры Ирины Леонидовны Корчевниковой. Первоначальное издание называлось «Образцовцы, 1931‑1992». 1992 год- год ухода из жизни Основателя театра Сергея Владимировича Образцова. Задуманное издание много лет так и оставалось задуманным и начатым, «затем было положено на полку» и только в ее бытность директором ГАЦТК вновь «возродился» этот уникальный труд. Она расширила рамки этого издания, создав уникальный труд, который можно назвать справочным изданием, расширился период жизни «образцовцев» до 2018 года, в книгу вошла информация о всех спектаклях театра с 1931 года, о всех гастролях театра, а также уникальные статьи о студиях театра. Благодаря ее вниманию, упрямой, присущей ей настойчивости и любви к театру — книга состоялась, была завершена и опубликована. Ее отношение передалось и талантливому сыну — известнейшему журналисту, генеральному директору телеканала «Спас» Борису Вячеславовичу Корчевникову, который существенно способствовал появлению на свет книги. Выпуску «Образцовцев» в свет мы обязаны, конечно, и самому театру, и издательству «Икар», и Союзу театральных деятелей России.

Возврат к списку