Есть ли у куклы душа, насколько травматично столкновение мира детей и взрослых, что такое семья – именно об этом размышляет спектакль, поставленный по мотивам повести Дины Сабитовой.
Есть нетипичная семья: бабушка-швея не от мира сего, запутавшаяся в жизни и опустившая руки мама-художник, самостоятельный мальчик Павел и мечтательная девочка Гуль. Они живут в большом таинственном доме, история которого им неизвестна, поэтому он такой пугающий и многозвучный. Сценография Эмиля Капелюша создана из дерева: взмахивают своими «крыльями» стропила, попеременно являющиеся то крышей дома, то елкой, то стрелками часов, то птицами. Все в жизни текуче и переменно, порой довольно циклично, но, совершенно точно, взаимосвязано. Так и история детей 21 века, оставшихся без родных людей, оказывается связанной с событиями, произошедшими 100 лет назад. Ситуация повторяется, словно попадает в цикличный пространственно-временной континуум. Сиротство бабушки Шуры, потеря детей оказывается трагическим пульсом семьи, из поколения в поколение проходящей сквозь похожие невзгоды.
Спектакль позволяет напомнить, как важны человеческие корни и ценна эмпатия. Инсценировка повести (авторы Яна Тумина и Елена Покорская) представляет собой ряд ярких событий жизни детей: первую влюбленность, дружбу, потерю близких, жизнь в детдоме и обретение семьи. Спектакль – работа по мотивам повести, авторская интерпретация художественного замысла книги. Тема отсутствия родственных связей в семье – структурное звено постановки, нацеленной на преодоление пропасти между детьми и взрослыми. МДТ традиционно становится местом духовного общения близких людей, дает возможность небытового взаимодействия.
Мир видимый и мир невидимый связаны друг с другом – почти все герои одновременно живут в физическом мире и мире грез. Для кого-то грезы претворяются в жизнь: любимая работа, влюбленность или детская игра дают возможность фантазировать, создают иллюзию счастья и гармонии с собой. Но далеко не все «обманываться рады». Выстраивание собственного комфортного мира грез, в котором все происходит только по твоим законам, всех мальчиков зовут Борьками, а всех девочек – Маруськами, жизнетворно, но, в то же время, исключительно трагично. Расставаясь с иллюзией, принимая боль, человек проходит определенный этап взросления и идет вперед. Но не в каждой жизненной ситуации и не в каждом возрасте это возможно. Некоторых потеря иллюзий ломает – как сломало маму детей, а для некоторых иллюзия становится определенным защитным блоком, без которого невозможно восприятие мира – как для бабушки Шуры.
Внутренние миры бабушки (Наталья Акимова) и мамы (Елена Соломонова) показаны с помощью небольших передвижных площадок, которые характеризуют их жизненный путь и увлечения. Портрет жизни героинь представлен в виде мольберта. На этом метафоры не кончаются: на арьерсцене ярким световым пятном выделен потусторонний мир, то место, куда уходят близкие люди. Атрибутика так называемого рая героев для каждого своя: для бабушки – это яркое поле цветов, для мамы – прозрачная симфония льда. Фраза горьковского Луки «Во что веришь, то и есть» поддается своеобразной интерпретации, а носителем истины «У каждого свой рай» становится кукла Лялька (Мария Никифорова).
Лялька – связующее звено не только между миром грез и настоящим (Яна Тумина называет эту связь магическим реализмом), но и между людьми. Именно, благодаря ей девочка Гуль возвращается в реальный мир, тяжело переживая потерю матери. Кукла дополняет ее, напоминает о связи с бабушкой, миром волшебства, добра и принятия. Мария Никифорова талантливо, самозабвенно играет куклу, созданную для того, чтобы радовать, принимать, ждать. Но и она решается на активное действие, когда ее любимой хозяйке становится плохо. Не возможное возможно, и каждый может достучаться до другого человека, если он действительно этого хочет, а другой готов воспринимать. И кукла, и все персонажи спектакля осознают, что такое душа. Спектакль заканчивается исполнением арии CastaDiva, которую чудесно поет Мария Никифорова, кукла, получившая душу. Своеобразный призыв к благоденствию и миру на земле гармонизирует впечатление от непростой истории и содержательно связан с последней сценой спектакля, чудом Нового года. Волшебное свойство музыки, умеющей объединять людей – одно из важных откровений спектакля, название которого взято из танго музыкального фильма «Петер» 1934 года.
Еще один важный персонаж постановки и представитель волшебного мира - Аристарх Модестович, домовой. Михаил Самочко играет сказочника, некого хранителя семейных тайн и помощника детей. Интеллигентный, «не домовой, а университетский», нарушает стереотипы восприятия образа домашнего хозяина и оказывается одним из тех, кого тревожит судьба детей. Мир неодушевленных предметов помогает героям. Вместе с куклой, умершими бабушкой и мамой, Аристарх Модестович с болью в сердце наблюдает за том, кого же усыновит Мира, мама одноклассника Гуль. Она усыновляет обоих детей, понимая,как они нужны друг другу. Героиня Екатерины Клеопиной готова жертвовать собой не в силу героизма души, а всилу понимания необходимости отреагировать на случившееся событие. Неравнодушие, открытость, желание созидать и быть нужной наполняют героиню, являющуюся прообразом настоящей матери.
Мир детей представлен красочно и многообразно: главными действующими лицами являются два ребенка 8 лет и два подростка 13 лет. Артисты не утрируют пластику детей, внутреннее содержание образов наполняет их нужным физическим самочувствием. Гуль (Дарья Ленда) и Миша (Александр Быковский) – первоклассники, фантазеры, открытые к новому. Только Гуль слышит, как говорит Лялька, и как скребутся жучки в подполе дома.Связь детей с природным миром дает определенные силы для жизни, а вера в чудо помогает принять боль. Привязанность детей друг к другу толкает Миру на серьезный шаг в жизни, который оказывает важное влияние и на Мишу, учащегося принимать иную точку зрения и ставить чужие интересы выше собственных.
Взросление Павла – одна из важных сюжетных линий спектакля. Прекрасно рисующий, знающий английский язык, ответственный за младшую сестру герой проходит серьезный путь становления и понимания себя. Его влюбленность в Киру постепенно отходит на второй план, суровая действительность отрезвляюще действует на мальчика, для которого становятся важными черты характера, которыми не обладает девушка: умение отдавать, сочувствовать. Ярослав Дяченко замечательно играет подростка, впервые столкнувшегося с серьезными испытаниями, размышляющего и готового совершать поступки во имя близких. Его герой испытывает первое разочарование в человеке и отвергает любовь героини. Надежда Некрасова играет сосредоточенную на себе девочку Киру, представительницу другого мира, обеспеченного, благополучного.Очень живо и задорно она погружается во внутренний мир девушки, привыкшей быть победителем по жизни и столкнувшейся с первым отказом.
Анимация Миши Сафронова и графика Жени Исаевой рисует такой близкий детям мир сказки и фантазий. Черно-белые проекции презентуют внутренний мир героев, раскрывают мечты и переживания, делятся самым сокровенным. Художественное решение спектакля становится важной частью замысла, вплетаясь в драматическое полотно и рисуя многоуровневую систему притчи.