У каждого свой рай

Ронгинская Елизавета

Распечатать
«Где нет зимы» по мотивам повести Дины Сабитовой. Режиссер Яна Тумина. Художник Эмиль Капелюш. Художник по костюмам Анис Кронидова. Графика Женя Исаева. Малый драматический театр, Санкт-Петербург. Премьера 19 января 2020.

Есть ли у куклы душа, насколько травматично столкновение мира детей и взрослых, что такое семья – именно об этом размышляет спектакль, поставленный по мотивам повести Дины Сабитовой.

Есть нетипичная семья: бабушка-швея не от мира сего, запутавшаяся в жизни и опустившая руки мама-художник, самостоятельный мальчик Павел и мечтательная девочка Гуль. Они живут в большом таинственном доме, история которого им неизвестна, поэтому он такой пугающий и многозвучный. Сценография Эмиля Капелюша создана из дерева: взмахивают своими «крыльями» стропила, попеременно являющиеся то крышей дома, то елкой, то стрелками часов, то птицами. Все в жизни текуче и переменно, порой довольно циклично, но, совершенно точно, взаимосвязано. Так и история детей 21 века, оставшихся без родных людей, оказывается связанной с событиями, произошедшими 100 лет назад. Ситуация повторяется, словно попадает в цикличный пространственно-временной континуум. Сиротство бабушки Шуры, потеря детей оказывается трагическим пульсом семьи, из поколения в поколение проходящей сквозь похожие невзгоды.

Спектакль позволяет напомнить, как важны человеческие корни и ценна эмпатия. Инсценировка повести (авторы Яна Тумина и Елена Покорская) представляет собой ряд ярких событий жизни детей: первую влюбленность, дружбу, потерю близких, жизнь в детдоме и обретение семьи. Спектакль – работа по мотивам повести, авторская интерпретация художественного замысла книги. Тема отсутствия родственных связей в семье – структурное звено постановки, нацеленной на преодоление пропасти между детьми и взрослыми. МДТ традиционно становится местом духовного общения близких людей, дает возможность небытового взаимодействия.

Мир видимый и мир невидимый связаны друг с другом – почти все герои одновременно живут в физическом мире и мире грез. Для кого-то грезы претворяются в жизнь: любимая работа, влюбленность или детская игра дают возможность фантазировать, создают иллюзию счастья и гармонии с собой. Но далеко не все «обманываться рады». Выстраивание собственного комфортного мира грез, в котором все происходит только по твоим законам, всех мальчиков зовут Борьками, а всех девочек – Маруськами, жизнетворно, но, в то же время, исключительно трагично. Расставаясь с иллюзией, принимая боль, человек проходит определенный этап взросления и идет вперед. Но не в каждой жизненной ситуации и не в каждом возрасте это возможно. Некоторых потеря иллюзий ломает – как сломало маму детей, а для некоторых иллюзия становится определенным защитным блоком, без которого невозможно восприятие мира – как для бабушки Шуры.

Внутренние миры бабушки (Наталья Акимова) и мамы (Елена Соломонова) показаны с помощью небольших передвижных площадок, которые характеризуют их жизненный путь и увлечения. Портрет жизни героинь представлен в виде мольберта. На этом метафоры не кончаются: на арьерсцене ярким световым пятном выделен потусторонний мир, то место, куда уходят близкие люди. Атрибутика так называемого рая героев для каждого своя: для бабушки – это яркое поле цветов, для мамы – прозрачная симфония льда. Фраза горьковского Луки «Во что веришь, то и есть» поддается своеобразной интерпретации, а носителем истины «У каждого свой рай» становится кукла Лялька (Мария Никифорова).

Лялька – связующее звено не только между миром грез и настоящим (Яна Тумина называет эту связь магическим реализмом), но и между людьми. Именно, благодаря ей девочка Гуль возвращается в реальный мир, тяжело переживая потерю матери. Кукла дополняет ее, напоминает о связи с бабушкой, миром волшебства, добра и принятия. Мария Никифорова талантливо, самозабвенно играет куклу, созданную для того, чтобы радовать, принимать, ждать. Но и она решается на активное действие, когда ее любимой хозяйке становится плохо. Не возможное возможно, и каждый может достучаться до другого человека, если он действительно этого хочет, а другой готов воспринимать. И кукла, и все персонажи спектакля осознают, что такое душа. Спектакль заканчивается исполнением арии CastaDiva, которую чудесно поет Мария Никифорова, кукла, получившая душу. Своеобразный призыв к благоденствию и миру на земле гармонизирует впечатление от непростой истории и содержательно связан с последней сценой спектакля, чудом Нового года. Волшебное свойство музыки, умеющей объединять людей – одно из важных откровений спектакля, название которого взято из танго музыкального фильма «Петер» 1934 года.

Еще один важный персонаж постановки и представитель волшебного мира - Аристарх Модестович, домовой. Михаил Самочко играет сказочника, некого хранителя семейных тайн и помощника детей. Интеллигентный, «не домовой, а университетский», нарушает стереотипы восприятия образа домашнего хозяина и оказывается одним из тех, кого тревожит судьба детей. Мир неодушевленных предметов помогает героям. Вместе с куклой, умершими бабушкой и мамой, Аристарх Модестович с болью в сердце наблюдает за том, кого же усыновит Мира, мама одноклассника Гуль. Она усыновляет обоих детей, понимая,как они нужны друг другу. Героиня Екатерины Клеопиной готова жертвовать собой не в силу героизма души, а всилу понимания необходимости отреагировать на случившееся событие. Неравнодушие, открытость, желание созидать и быть нужной наполняют героиню, являющуюся прообразом настоящей матери.

Мир детей представлен красочно и многообразно: главными действующими лицами являются два ребенка 8 лет и два подростка 13 лет. Артисты не утрируют пластику детей, внутреннее содержание образов наполняет их нужным физическим самочувствием. Гуль (Дарья Ленда) и Миша (Александр Быковский) – первоклассники, фантазеры, открытые к новому. Только Гуль слышит, как говорит Лялька, и как скребутся жучки в подполе дома.Связь детей с природным миром дает определенные силы для жизни, а вера в чудо помогает принять боль. Привязанность детей друг к другу толкает Миру на серьезный шаг в жизни, который оказывает важное влияние и на Мишу, учащегося принимать иную точку зрения и ставить чужие интересы выше собственных.

Взросление Павла – одна из важных сюжетных линий спектакля. Прекрасно рисующий, знающий английский язык, ответственный за младшую сестру герой проходит серьезный путь становления и понимания себя. Его влюбленность в Киру постепенно отходит на второй план, суровая действительность отрезвляюще действует на мальчика, для которого становятся важными черты характера, которыми не обладает девушка: умение отдавать, сочувствовать. Ярослав Дяченко замечательно играет подростка, впервые столкнувшегося с серьезными испытаниями, размышляющего и готового совершать поступки во имя близких. Его герой испытывает первое разочарование в человеке и отвергает любовь героини. Надежда Некрасова играет сосредоточенную на себе девочку Киру, представительницу другого мира, обеспеченного, благополучного.Очень живо и задорно она погружается во внутренний мир девушки, привыкшей быть победителем по жизни и столкнувшейся с первым отказом.

Анимация Миши Сафронова и графика Жени Исаевой рисует такой близкий детям мир сказки и фантазий. Черно-белые проекции презентуют внутренний мир героев, раскрывают мечты и переживания, делятся самым сокровенным. Художественное решение спектакля становится важной частью замысла, вплетаясь в драматическое полотно и рисуя многоуровневую систему притчи.

Возврат к списку