Екатерину Мокиенко публика всегда любила, а она до последнего не оставляла театр. Когда Екатерине Ивановне было уже под 90, продолжала выходить на сцену в ведущих ролях в четырёх спектаклях – «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Афинские вечера» П. Гладилина, «Последний срок» В. Распутина и «Деревья умирают стоя» А. Касоны.
Шагнув на новосибирскую сцену прославленного "Красного факела" в 1942 году, девушка из алтайской деревни Катя Башкатова, ученица прославленного режиссёра Веры Редлих, отдала театру около восьмидесяти лет. В первые дни войны погиб её молодой муж Александр Мокиенко, и данью его памяти стала не только сохранённая молодой вдовой фамилия, но и сотни концертов в военных госпиталях.
После Великой Отечественной Екатерина Ивановна повстречала замечательного режиссёра и человека Ефима Львовича Гельфанда, который на долгие годы стал её спутником жизни. С ним она работала в Норильске, с ним в 1964 году переехала в Красноярск, где сыграла около пятидесяти ролей (а всего в её творческом багаже более сотни актёрских работ).
Маленькая, хрупкая, на сцене она преображалась, и ни у кого сомнений не возникало – это была сильная женщина с мощным стержнем внутри. Неслучайно одной из самых ярких ролей в её репертуаре была королева Елизавета в «Марии Стюарт» Ф.Шиллера. Такой она и запомнилась зрителям и коллегам по цеху.
Главный режиссёр Олег Рыбкин, директор Петр Аникин, актёры и сотрудники театра в день рождения Екатерины Мокиенко поделились воспоминаниями, связанными с Екатериной Ивановной, исполнили её любимые песни и посмотрели архивные записи спектаклей и бенефиса «Блистательной Екатерины».
Куратор выставки, художник, заведующая театрально-производственной мастерской Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина Татьяна Акулова: - Задание мне показалось очень значимым — сотня лет, век! Россия с 1921 по 2014 гг. в техническом прогрессе, социальном, культурном развитии и на фоне глобальных изменений портрет выдающейся артистки в картине столетия, в контексте ритма жизни целой страны. Портрет человека, который служил театру 80 лет и из них 45 она играла на сцене Красноярского драмтеатра!
Екатерина вышла на сцену совсем девочкой, её мама привела в самодеятельный театр на сцену и больше она с неё не уходила. С портрета такой маленькой юной артистки, где в России Ленин ещё жив, мы начинаем нашу выставку! Сложно представить сейчас, но Екатерина Мокиенко «видела», как кладут первый асфальт в Красноярске — на пересечении улиц Вейнбаумана и Мира, это 38 год, следующий пласт нашей экспозиции.
Как и у любого человека есть периоды спада и подъёма, у нашей героини есть такие вехи. Если бы мы разместили все фотографии 60-х годов, они бы заняли всё пространство выставки, в то время Екатерина играла в 4-х театрах, переезжая в 60-х, искала своё место: Смоленск, Норильск, Новосибирск, Красноярск. 3-4 премьеры в год. Второй всплеск случился в 90-х, когда ей было уже за 70 лет. Мы сделали большой отбор материалов, а заглавной фотографией я выбрала её не самый парадный портрет, но это та фотография, которая наиболее отражает её характер: абсолютный оптимизм, жизнелюбие, улыбка.
Фото автор Руслан Максимов