Век Екатерины

Мария Сикора

Распечатать
14 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения народной артистки РФ Екатерины Ивановны Мокиенко. Сорок пять из них она играла на сцене Красноярского драмтеатра имени А.С.Пушкина. К юбилею в память об актрисе в театре открылась выставка «Век Екатерины», посвящённая разным вехам её биографии. Выставку в фойе смогут увидеть зрители театра Пушкина и гости Красноярска до конца 146-го театрального сезона.

Екатерину Мокиенко публика всегда любила, а она до последнего не оставляла театр. Когда Екатерине Ивановне было уже под 90, продолжала выходить на сцену в ведущих ролях в четырёх спектаклях – «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Афинские вечера» П. Гладилина, «Последний срок» В. Распутина и «Деревья умирают стоя» А. Касоны.

Шагнув на новосибирскую сцену прославленного "Красного факела" в 1942 году, девушка из алтайской деревни Катя Башкатова, ученица прославленного режиссёра Веры Редлих, отдала театру около восьмидесяти лет. В первые дни войны погиб её молодой муж Александр Мокиенко, и данью его памяти стала не только сохранённая молодой вдовой фамилия, но и сотни концертов в военных госпиталях.

После Великой Отечественной Екатерина Ивановна повстречала замечательного режиссёра и человека Ефима Львовича Гельфанда, который на долгие годы стал её спутником жизни. С ним она работала в Норильске, с ним в 1964 году переехала в Красноярск, где сыграла около пятидесяти ролей (а всего в её творческом багаже более сотни актёрских работ).

Маленькая, хрупкая, на сцене она преображалась, и ни у кого сомнений не возникало – это была сильная женщина с мощным стержнем внутри. Неслучайно одной из самых ярких ролей в её репертуаре была королева Елизавета в «Марии Стюарт» Ф.Шиллера. Такой она и запомнилась зрителям и коллегам по цеху.

Главный режиссёр Олег Рыбкин, директор Петр Аникин, актёры и сотрудники театра в день рождения Екатерины Мокиенко поделились воспоминаниями, связанными с Екатериной Ивановной, исполнили её любимые песни и посмотрели архивные записи спектаклей и бенефиса «Блистательной Екатерины».

Куратор выставки, художник, заведующая театрально-производственной мастерской Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина Татьяна Акулова: - Задание мне показалось очень значимым — сотня лет, век! Россия с 1921 по 2014 гг. в техническом прогрессе, социальном, культурном развитии и на фоне глобальных изменений портрет выдающейся артистки в картине столетия, в контексте ритма жизни целой страны. Портрет человека, который служил театру 80 лет и из них 45 она играла на сцене Красноярского драмтеатра!

Екатерина вышла на сцену совсем девочкой, её мама привела в самодеятельный театр на сцену и больше она с неё не уходила. С портрета такой маленькой юной артистки, где в России Ленин ещё жив, мы начинаем нашу выставку! Сложно представить сейчас, но Екатерина Мокиенко «видела», как кладут первый асфальт в Красноярске — на пересечении улиц Вейнбаумана и Мира, это 38 год, следующий пласт нашей экспозиции.

Как и у любого человека есть периоды спада и подъёма, у нашей героини есть такие вехи. Если бы мы разместили все фотографии 60-х годов, они бы заняли всё пространство выставки, в то время Екатерина играла в 4-х театрах, переезжая в 60-х, искала своё место: Смоленск, Норильск, Новосибирск, Красноярск. 3-4 премьеры в год. Второй всплеск случился в 90-х, когда ей было уже за 70 лет. Мы сделали большой отбор материалов, а заглавной фотографией я выбрала её не самый парадный портрет, но это та фотография, которая наиболее отражает её характер: абсолютный оптимизм, жизнелюбие, улыбка.

Фото автор Руслан Максимов

Возврат к списку