Page 6 - Журнал «Сцена» №1(123)-2020
P. 6
инСтитут иСкуССтвознания инСтитут иСкуССтвознания
Открываем рубрику театр и ЗритеЛЬ
АлексАндр рубинштейн АлексАндр ушкАрев
Несмотря на отдельные теории, опирающиеся на концепцию «искусства для искусства» и отрицающие связь с пу-
бликой, театр без зрителя существовать не может: только через зрителя театр транслирует художественное
сообщение и реализует свои социальные функции. Неслучайно интерес к зрителю возник в России с обретением
театром публичности, и со временем не только не ослабевал, но, напротив, становился все более углубленным
и специальным. Но, к сожалению, и сегодня о театральной публике часто судят по стереотипам, не всегда заду-
мываясь над тем, насколько они соответствуют действительности. На страницах этой обзорной статьи мы
кратко проследим эволюцию понимания театральной публики и покажем, как в театральном сообществе и науке
складывался образ зрителя, осмыслялись стоящие за ним закономерности. В основу этой работы мы положили
некоторые результаты исследований, выполненных по уникальным материалам социологических опросов, прове-
денных сотрудниками Государственного института искусствознания не только в Москве, но и по городам и весям
театральной России. 1
Открывая новую рубрику, жур- ной проблематике. В 2020 году чита-
нал «Сцена» и Государственный ин- тели получат возможность познако- «Искусство базируется на двух полюсах: художнике и зрителе, …
ститут искусствознания поставили миться с результатами следующих причем решающее слово имеет зритель»
своей целью регулярно знакомить исследований — «Театр и зритель», Марсель Дюшан 2
театральных практиков – режиссе- «Финансирование театров: регио-
ров, актеров, художников, директор- нальные диспропорции», «Оплата
ский и продюсерский корпус, а также труда театральных работников в ма-
театральных критиков и историков лых, средних и больших городах»,
4 театра, с результатами актуальных «Трансляции театральных спектаклей 5
Между тем по мере расшире-
исследований в области экономики в кинотеатрах», «Театральный потен- истОки ния театральной аудитории пришло о театральной публике. Заслугой это-
го этапа стало осмысление социаль-
Помните, как говорил о своей
и социологии театральной деятель- циал малых, средних и больших горо- публике антрепренер Кукин, персо- понимание, что она неоднородна, ного портрета и культурных устрем-
ности, в которых нашли отражение дов» и «Театральное художественное наж чеховской «Душечки»: «…Публи- и статистика, опираясь на типиза- лений нового зрителя. Параллельно
достижения отечественной и миро- наследие в частных коллекциях». ка, невежественная, дикая. Даю ей цию, осознанное упрощение и схе- складывалось и крепло убеждение,
вой науки. Думаю, эти статьи вызовут ин- самую лучшую оперетку, феерию, матизацию, установила существо- что публика «не только воспринима-
Анализ функционирования куль- терес и полагаю, что в конце 2020 вание различных типов зрителей. ет художественные произведения,
туры в современной России, теории или в начале 2021 года журнал «Сце- великолепных куплетистов, но раз- Театральные директора и антре- испытывает их влияние, но и сама
ве ей это нужно? Разве она в этом
и практики общественного финан- на» вместе с Государственным ин- понимает что‑нибудь? Ей нужен пренеры еще в XIX веке научились воздействует на творцов искусства,
сирования театров, включая исто- ститутом искусствознания и СТД РФ балаган! Ей подавай пошлость!» 3 успешно дифференцировать пу- а значит, так или иначе способствует
рический опыт России и зарубежных организуют и проведут круглый стол, А. П. Чехов будто специально для нас блику по ее социальному составу его развитию». Впрочем, в нашей
4
стран, создания благоприятной ин- где читатели журнала вместе с прак- приводит один из примеров того, и платежеспособности. Но наука стране в 1930‑х годах социологию
ституциональной среды для театров тиками театра и представителями как «наблюдения из жизни» по сути понимает структурное многообра- с ее позитивистским взглядом на мир
и его зрителей, а также многолетние науки будут иметь возможность об- выстраивали систему стереотипов, зие гораздо шире, и на протяжении и не всегда удобными выводами осу-
статистические и социологические судить итоги введения новой рубри- по которым было принято судить долгих лет накопления представле- дили, а к 1960‑м забыли.
измерения активности театральной ки и высказать свои пожелания в от- о публике. Благодаря многим лите- ний о театральной публике, многие Однако уже самые первые ис-
публики позволили ученым Инсти- ношении ее будущей проблематики. раторам и мемуаристам, по словам исследователи по‑разному пытались следования в области социологии
тута искусствознания разработать Открывает новую рубрику ста- С. Т. Аксакова, «служащих при теа- объяснять состав публики и ее зри- искусства второй волны констатиро-
ряд конкретных рекомендаций, на- тья доктора культурологии, глав- тре, пишущих для театра и театра- тельское поведение. вали многообразие художественных
правленных на улучшение условий ного научного сотрудника Сектора лов по охоте», бытовавшие в давние Первая волна отечественной потребностей и эстетических устано-
театральной деятельности, более экономики и социологии искусства времена представления о публике социологии ХХ века значительно вок, а также отмечали неравенство
полной реализации творческого по- Государственного института искус- дошли и до наших дней. обогатила научные представления в приобщении к театру различных
тенциала российских театров и рас- ствознания А. А. Ушкарева, в которой
ширения аудитории их зрителей. автор представит обзор результа-
Ознакомление театрального сообще- тов социологических исследований 1
ства с этими предложениями науки театральных зрителей, где будут На протяжении последних трех с лишним десятилетий были проведены опросы населения 72 больших и малых городов РФ (7 586 анкет),
а также около 260 опросов зрителей в театрах Москвы, С-Петербурга, Перми, Краснодара, Красноярска, Магнитогорска, Якутска,
представляет одну из задач Журнала. продемонстрированы основные ха- Челябинска, Ярославля, Петрозаводска, Новгорода и Саратова и др. городов (около 60 тыс. анкет).
В новой рубрике каждого но- рактеристики публики и ее художе- 2 Цит. по: Stauffer, Serge. Marcel Duchamp. Interviews und Statements, Stuttgart: Cantz, 1992, S. 179.
мера журнала будет публиковаться ственные предпочтения, выявленные 3 4 Чехов А. П. Душечка. [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/chehov_anton/dushechka.html#0 (Дата обращения 20.02.2020).
Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX - первых
одна статья, подготовленная по дан- в последнее десятилетие. десятилетий ХХ века. История и методология. СПб. 2016. С. 187.
С це на № 1 (12 3) / 20 20 С це на № 1 (12 3) / 20 20