Page 7 - Журнал «Сцена» №2(124)-2020
P. 7

инСтитут иСкуССтвознания


 ТеаТр и финансирование    ТаБлица 1

                           Динамика расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного
 Валентина Музычук         финансирования театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.












 В условиях пандемии коронави-  вый  смысл  постоянно  напоминают  о   России 68,1 млрд. рублей или 12,9 % от
 руса театры и сфера культуры в целом   некоммерческой   природе   отече-  совокупного  бюджета  сферы  куль-
 столкнулись с серьезными вызовами,   ственного   репертуарного   театра   туры. Доля расходов на театры в об-
 связанными  с  вынужденным  закры-  и ошибочности количественного под-  щих расходах на культуру и кинема-
 тием для посетителей и ощутимыми   хода к оценке его деятельности на ос-  тографию  из  КБ  РФ  относительно
 финансовыми  потерями  в  виде,  так   нове  исключительно  экономической   стабильна и варьируется в диапазоне
 называемых,  недополученных  до-  эффективности.  11-13 % с 2011 г. (табл. 1).  рисунок 1
 ходов.  Это  может  повлечь  за  собой   Попробуем  разобраться  в  фи-  В сопоставимых ценах финанси-  Темпы роста расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного
 сбои в оплате труда персонала и пе-  нансовой  подоплеке  деятельности   рование театров за счет бюджетных   финансирования театров в системе МК РФ, в разах (2011 = 1)
 1
 речислении  регулярных  платежей,   российских театров  и развеять мифы   средств  увеличилось  в  2018  г.  в  1,17
 связанных  с  эксплуатацией  имуще-  по поводу самоокупаемости, коммер-  раза  по  сравнению  с  уровнем  2011
 ства, а также привести к дисфункции   ческой  успешности  и  возможностей   года, но не превысило значения дан-
 в  системе  функционирования  от-  привлечения внебюджетных средств   ного  показателя  в  2013/2014  гг.,  что
 ечественной  модели  репертуарного   для  поддержки  театрального  искус-  свидетельствует  о  том,  что  с  2014  г.
 театра в целом в самом ближайшем   ства.  реального  увеличения  финансового
 4  будущем.  обеспечения  театров  за  счет  госу-
 Вместе с тем на протяжении те-  «Позволю  себе  не  согласиться   дарственных средств не произошло
 кущего десятилетия в нашей стране   с теми, кто безоговорочно утверж-  (рис. 1). Другими словами, реальный
 проводится  реформа  бюджетного   дает,  что  самостоятельно  зара-  объем бюджетного финансирования
 сектора,  направленная  на  оптими-  ботанные  деньги  служат  для  искус-  российских театров остался на уров-
 зацию  государственных  расходов   ства  лекарством  от  всех  бед.  <…>   не 5-летней давности.
 и  трансформацию  культурной  дея-  Те, кто сильнее всего страдает от со-  Следует отметить, что темпы ро-
 тельности  в  процесс  оказания  услуг   кращения  государственного  финан-  ста бюджетного финансирования те-
 потребителю,  что,  в  свою  очередь,   сирования,  как  правило,  не  имеют   атров в системе Минкультуры России
 приводит  к  пересмотру  критериев   возможности  своей  непосредствен-  превышали темпы роста расходов на
 эффективности   государственных   ной деятельностью заработать себе   культуру и кинематографию из КБ РФ
 (муниципальных) учреждений: от со-  на жизнь».  на  всем  протяжении  рассматривае-  рисунок 2
 держательной  составляющей  в  сто-  Пол Димажио 2  мого периода.   Структура финансовых поступлений театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.
 рону  количественных  показателей   Как  уже  было  сказано  выше,  в
 (количество  мероприятий,  количе-  БюджеТное  структуре  финансовых  поступлений
 ство посетителей, объем заработан-  финансирование  театров  превалируют  бюджетные
 ных  доходов  и  проч.).  Но  несмотря   Основу  финансового  обеспе-  средства.  В  2018  г.  доля  бюджетного
 на  настойчивые  попытки  финансо-  чения  государственных  (муници-  финансирования  составила  69%,  по-
 во-экономических  ведомств  пере-  пальных)  театров  в  Российской  Фе-  ступления  от  основных  видов  устав-
 вести  сферу  культуры  на  рыночные   дерации   составляет   бюджетное   ной  деятельности  –  27%,  благотвори-
 условия  хозяйствования  с  присущи-  финансирование.  В  2018  г.  было  вы-  тельные и спонсорские средства – 2%,
 ми  им  самоокупаемостью  и  стрем-  делено из консолидированного бюд-  поступления от предпринимательской
 лением все «больше зарабатывать»,   жета  РФ  на  финансирование  619   3  деятельности – 1% и доходы от сдачи
 реальная  действительность  и  здра-  театров  в  системе  Минкультуры   имущества в аренду – 1% (рис. 2).

 1   Анализ проводился на основе статистических данных ГИВЦ Минкультуры России за 2018 г.
    по государственным (муниципальным) театрам в системе Минкультуры России.
 2   Димажио П. Дж. Выживет ли культура в условиях рынка? В сб. Выживет ли культура в условиях рынка. Сборник статей
    американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Издательство «НОТАБЕНЕ», 1996. С. 57.  2011  2018
 3   Увеличение в 2018 г. количества театров в системе Минкультуры России до 619 театров (614 – 2017 г.) произошло
    за счет появления 5 новых театров в ведении Управления культуры г. Москвы.




 С це на  № 2 (12 4)  / 20 20
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12