Page 8 - Журнал «Сцена» №2(124)-2020
P. 8
инСтитут иСкуССтвознания
За рассматриваемый период Следует отметить, что высокая ет оценить долю расходов театра,
ТаБлица 2 в структуре финансовых поступле- доля бюджетного финансирования которая покрывается за счет дохо-
Динамика доли бюджетного финансирования в общей сумме финансовых ний российских театров произош- в общей сумме финансовых посту- дов от продажи билетов. Считается,
поступлений театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг. ли определенные изменения: доля плений театров в отдельных реги- что комфортным для финансового
бюджетного финансирования сокра- онах России связана не с высоким состояния театра является соотно-
тилась с 71 % до 69 %, но существенно уровнем финансового обеспечения шение в 18-20 %. В российских театрах
выросла доля собственных зарабо- сферы культуры, а с тем, что ««бед- данный показатель демонстрирует
танных доходов (поступлений от ос- ные регионы» вынуждены проводить рост с 18,4 % в 2011 г. до 26,6 % в 2017 г.
новных видов уставной деятельно- социально ориентированную бюд- В 2018 г. его значение снизилось
сти): с 21 % до 27 %. жетную политику, не имея возможно- до 25,1 % (рис. 3).
Доля бюджетного финансиро- сти осуществлять другие расходы» . Уже в 2012 г. данный показатель
4
вания в общей сумме финансовых Социально-экономическое положе- вышел из зоны комфортности и стал
поступлений театров снижается ние основной массы населения та- расти достаточно высокими темпа-
с 2014 г., что отражает политику ор- ких регионов не позволяет театрам ми, что вполне согласуется с дирек-
ТаБлица 3 ганов управления культуры по сокра- осуществлять ценовую политику, тивой органов управления сферой
Доля бюджетного финансирования в структуре финансовых поступлений щению бюджетных средств и росту направленную на рост собственных культуры, согласно которой учреж-
театров в региональном разрезе (без учета федеральных театров),% собственных заработанных доходов заработанных доходов за счет повы- дения культуры «должны больше
театров (табл. 2). шения цен на билеты. зарабатывать». Не исключена ве-
В федеральных театрах доля роятность, что снижение данного
бюджетного финансирования ниже внеБюджеТные показателя в 2018 г. связано с по-
и составила в 2018 г. 60,1 %, а в теа- доходы литикой региональных властей по
трах местного ведения (в ведении Доля благотворительных и спон- ограничению роста цен на билеты
субъектов РФ и муниципальных об- сорских средств в российских теа- в театры, о чем неоднократно заяв-
разований) — 71,8 %. В региональном трах сократилась с 7 % до 2 % за рас- ляли директора местных театров.
разрезе (без учета федеральных теа- сматриваемый период (рис. 2). Также это может быть обусловлено
тров) этот показатель варьировался В ситуации с исполнением «майских непростым социально-экономиче-
в 2018 г. от 57,4 % в Москве до 98 % указов» 2012 г. и проведения опти- ским положением основного насе- 7
в Республике Ингушетия (табл. 3). мизационных мероприяти й в рам- ления страны, для которого повы-
В 36 регионах доля бюджетного ках реформирования бюджетного шение цен на билеты оборачивается
финансирования в структуре финан- сектора театры в течение ряда лет снижением посещаемости театра.
совых поступлений театров состави- были вынуждены компенсировать Таким образом, возможности уве-
ла в 2018 г. свыше 80 %: Кемеровская нехватку бюджетных средств (в со- личения собственных заработанных
обл., Челябинская обл., Тульская обл., поставимых ценах, финансирование доходов театров за счет повышения
Республика Крым, Рязанская обл., театральной деятельности в системе цен на билеты ограничены по объек-
Амурская обл., Московская обл., Минкультуры России в последние тивным причинам.
Астраханская обл., Томская обл., Ор- годы сохраняется на уровне пяти- Из 26,84 млрд. рублей, зара-
ловская обл., Республика Марий Эл, летней давности (с 2014 г.)) увеличе- ботанных государственными (муни-
рисунок 3 Забайкальский край, Ульяновская нием объема заработанных доходов ципальными) театрами в 2018 г. до-
Доля доходов от мероприятий в общей сумме расходов обл., Республика Башкортостан, для покрытия эксплуатационных ходов от основных видов уставной
театров в системе МК РФ,% Республика Северная Осетия-Ала- расходов, выплат стимулирующе- деятельности, 10,0 млрд. рублей (или
ния, Красноярский край, Республи- го характера и налоговых отчисле- 37%) поступили от 24 федеральных
ка Мордовия, Республика Бурятия, ний при одновременном снижении театров. Из оставшихся 16,84 млрд.
Республика Коми, Республика Тыва, благотворительной и спонсорской рублей, заработанных региональны-
Сахалинская обл., Мурманская обл., поддержки, что свидетельствует ми и местными театрами, 9,12 млрд.
Чувашская республика, Республика о тенденции коммерциализации теа- рублей (еще 34%) приходились на
Хакассия, Республика Калмыкия, Ре- трального искусства. театры Москвы (6,55 млрд. рублей)
спублика Саха (Якутия), Республика В экономике культуры примени- и Санкт-Петербурга (2,57 млрд. ру-
Адыгея, Еврейская авт. обл., Кабар- тельно к театрам для оценки показа- блей). Таким образом, доходная
дино-Балкарская республика, Респу- теля коммерциализации применяет- база 483 региональных и местных
блика Дагестан, Магаданская обл., ся отдельный показатель — соотно- театров (за исключением федераль-
Карачаево-Черкесская республика, шение объема доходов от продажи ных, московских и петербургских
Республика Алтай, Чеченская респу- билетов к общей сумме расходов театров) составила 7,72 млрд. рублей
блика, Республика Ингушетия. театра. Данный показатель позволя- (или 29% от общей суммы заработан-
4 Зубаревич Н.В. Экономическое развитие регионов // Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? /
Независимый институт социальной политики. М.: Помпадур, 2005. С. 38.
С це на № 2 (12 4) / 20 20