Page 6 - Журнал «Сцена» №2(130)-2021
P. 6

ТеаТр и время


            Соломон михоэлС:


            «надо научитьСя называть


            вещи Своими именами»



             Дмитрий роДионов



                 От редакции:
                 В музее Центрального театра кукол им. С. В. Образцова сохранился архиважный для российского театра доку-
             мент, на титуле которого стоит заголовок: «Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР. Стенограмма
             беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г.». В редакцию «Сцены» стенограм-
             ма была передана Ниной Валерьевной Моновой, заведующей литературной частью образцовского театра, в конце
                                                               1
             2020 года, ею же было сделано предуведомление к публикации , а номер журнала с текстом стенограммы вышел
                                                                                            2
             из печати накануне 73‑летней трагической годовщины со дня убийства великого актёра и режиссёра . Материалы
             беседы Михоэлса с актёрами театра Образцова под названием «Первое условие для игры на сцене» были впервые
             опубликованы в 1993 году в журнале «Ди идише гас» («Еврейская улица»), идейном и творческом продолжении журнала



                                                                          «Советиш Геймланд» и прекратившим своё
                                                                          существование в связи со смертью своего
                                                                          бессменного руководителя Арона Верге-
                                                                                      3
     4                                                                    лиса в 1999 году . Выступление состоялось
                                                                          по просьбе Образцова: руководителей театра
                                                                          кукол и театра ГОСЕТ объединяла многолет-
                                                                          няя дружба и взаимная симпатия. Уже «после
                                                                          трагической гибели, а вернее — убийства
                                                                          Михоэлса в Минске, и в дальнейшем официаль-
                                                                          ного закрытия его Государственного Еврейского
                                                                          театра Сергей Владимирович остался верен
                                                                          памяти друга: он принял на работу в свой
                                                                          Центральный театр кукол всех сотрудников
                                                                          постановочной части, работавших с Михоэл-
                                                                          сом, а в 1950 году пригласил на работу в свой
                                                                          театр Эмиля Мэя, одарённого балетмейсте-
                                                                          ра и режиссёра, проработавшего в ГОСЕТе
                                                                          с 1944 года и до самого закрытия в 1949 году
                                                                          главным балетмейстером (именно Мэй
                                                                          поставил танцы в легендарном «Фрейлехсе»
                                                                                   4
                                                                          Михоэлса)» .



                                                                          1   Монова Н. Безусловный гений. // «Сцена», №6 (128), 2020, с. 77.
                                                                          2   Стенограмма беседы с народным артистом республики,
                                                                             орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. //
                                                                             «Сцена», №6 (128), 2020, с. 79.
                                                                          3   Текст был впервые опубликован на русском языке:
                                                                             С. М. Михоэлс: «Первое условие для игры на сцене» //
                                                                             Еврейская улица. ‑ 1993. ‑ № 3. ‑ С. 23‑29; ‑ 1993. ‑ № 4.
                                                                             ‑ С. 28‑34; ‑ 1993. ‑ № 5. ‑ С. 22‑27.  Ещё раз благодарим
                                                                             за предо ставленные сведения о первой публикации
                                                                             директора РГБИ А.А. Колганову и библиографа
                                                                             Ирину Титунову.
                                                                          4   Монова Н. Безусловный гений. //
                                                                             «Сцена», №6(128), 2020, с.78.
                Н.Альтман. Портрет С.М. Михоэлса. 1927. Холст, масло. ГЦТМ. КП 122901


       С це на  № 2 (13 0)  / 2 0 2 1
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11