Page 9 - Журнал «Сцена» №2(130)-2021
P. 9

ТеаТр и время



               к тому давлению, которое оказыва-  культурных обстоятельств его бытия.   стве  умов.  Всякая  дистанция  есть
               ет очарование объединенной мощи   И какой контраст с ясной и убедитель-  дистанция  фактическая,  и  каждый
               двух этих сил — быстроты и поверх-  ной  мыслью  Михоэлса  о  природе   интеллектуальный  акт  —  это  путь,
               ностности  —  театральный  дискурс,   подлинного  театра,  его  «ароматом   проложенный  между  неведением
               по  мере  того,  как  он  продолжает   мироощущения».  Сегодня  эти  мыс-  и  знанием,  путь,  всякий  раз  упразд-
               освобождаться от чисто «литератур-  ли — свежий воздух в затуманенном   няющий  не  только  границы  между
               ного» дискурса, вместе с тем, в том,   технологиями всех сортотипов про-  тем и другим, но и любую неподвиж-
               что касается его функционирования   странстве живой жизни.        ность и иерархию положений». Ито-
               в культуре, одновременно и сближа-   В  конце  беседы  Михоэлс  отве-  гом  этого  взаимодействия  Рансьер
               ется с последним, поскольку в театре   чает на вопросы, среди которых и во-  считает «Парадокс невежественного
               (так же, как и в литературе) речь идет   прос о методе работы. На этот вопрос   учителя:  ученик  узнает  от  учителя
               о  текстурах,  которые  в  значитель-  Михоэлс отвечает так: «…я не могу   то,  чего  тот  сам  не  знает.  Он  узна-
               ной  степени  зависят  от  высвобож-  вам дать рецепта как надо работать,   ёт  это  в  ходе  учительства,  которое
               дения  активных  энергий  фантазии.   потому что у каждого есть свой под-  подталкивает  его  к  осуществлению
               Между тем, эти энергии становятся   ход, у каждого имеется, что называ-  и  удостоверению  собственного  ис-
               всё слабее в нашей цивилизации пас-  ется система Станиславского, у каж-  следования. Однако знаний учителя
               сивного  потребления  образов  и  ин-  дого  имеется  свой  опыт,  умение   он не получает». Афористичность на-
               формации. Однако оба они — театр   ориентироваться.  Прописывать  ре-  звания  парадокса  Лемана,  однако,
               и  литература  —  организованы  пре-  цептуру ту или иную — очень трудно.   не дает точного содержания образа
               жде всего не как явления, зависящие   Можно  говорить  только  об  общих   этой антиномии, опять яснее у Михо-
               от воспроизведения, но как явления,   вещах.  Я  могу  рассказать  про  свой   элса — о свободе выбора ученика.
               зависящие  от  знаков.  Одновремен-  опыт,  но  для  вас  он  не  обязателен.   Об этом и ответ Михоэлса на во-
               но  культурный  «сектор»  всё  более   Прежде всего возникает идея и я по-  прос  «как  познавать»:  «…  чёрт  его
               подчиняется закону рентабельности   старался вам возможно короче изло-  знает,  как  познавать.  Когда  хочется
               и  «продаваемости»,  а  это  создает   жить об этой идее».        любить, то не спрашиваешь, как лю-
               дополнительное  препятствие:  театр   Эту  мысль  Михоэлса  собствен-  бить.  Познание  —  это  такая  же   7
               не создает материального, а значит   но  повторяет  другой  современный   страсть,  как  любовь.  Захочешь  —
               легко продаваемого и свободно цир-  теоретик  —  француз  Жак  Рансьер,   найдешь  верный  путь.  Познание  не
               кулирующего  продукта,  наподобие   предложив  формулу  «невежествен-  только  есть  эмпирика.  Познание
               видеоматериала,  фильма,  аудиоди-  ного  учителя»,  в  основе  которой   есть  вывод,  познание  есть  ощуще-
                             14
               ска или же книги» .              «метафора  глубокой  пропасти,  от-  ние. Надо научиться называть вещи
                   Душная,  обволакивающая  мик‑   деляющей  образ  действий  учителя   своими  именами.  Нужно  уметь  ана-
               стом  внешне  правдоподобных  опи-  от образа действия ученика, посколь-  лизировать. Учиться у крупных писа-
               саний  элементов  парадигмы  совре-  ку  она  разделяет  два  способа  мыш-  телей, у художников».
               менной  культуры  и  безоснователь-  ления: того, кто знает, в чем состоит   Ведь  называть  вещи  своими
               ных  выводов  о  слабеющей  энергии   незнание,  и  того,  кто  этого  не  зна-  именами можно всегда, покуда жива
               фантазии,  атмосфера  мироощуще-  ет».  И  поясняет:  «Невежественный   образная  природа  театра.  В  этом
               ния Лемана, скорее является диагно-  учитель…  не  преподает  ученикам   главное  содержание  послания  Ми-
               зом европейского театра и, в первую   свое знание, он призывает их к путе-  хоэлса не только актёрам театра Об-
               очередь,  немецкого,  нежели  описа-  шествию в лес вещей и знаков, при-  разцова,  произнесённого  в  самом
               нием масштабной картины реальных   зывает  рассказать,  что  они  видели   начале 1940 года, но и нам, живущим
               мировых  театральных  процессов.   и что они об этом думают, призывает   сегодня.  Как  помощь  в  сохранении
               И, конечно, менее всего может быть   удостовериться в этом и сделать так,   себя человеком, а не «человеческим
               отнесена к театру российскому в силу   чтобы в этом удостоверились другие.   животным»,  в  театре  —  людьми,
               объективных  исторических  и  социо-  О чем он не знает, так это о неравен-  а не «телами».








               13   Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.84.
               14   Леман Х‑Т. Постдраматический театр. –М.: ABCdesign, 2013, с.27‑28.
               15   Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.88.
               16   Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. – Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018, с. 14‑15.
               17   Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.89.




                                                                                                  С це на  № 2 (13 0)  / 2 0 2 1
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14