07.03.2024
Умер Римас Туминас.
Ему было 72 года, и он до последних своих дней репетировал, потому что по-другому не мог ни жить, ни дышать.
Его вклад в российский театр ещё предстоит измерить, хотя, и специалисты и многое множество зрителей давно уже понимали масштаб его дарования, значимость созданного им, сильнейшую притягательность его работ.
Театр Туминаса – это метафорическое мышление, это вольная, не скованная никакими унылыми приличиями образность, это всегда россыпь точнейших деталей, в том числе и в характерах, и в поведении персонажей, а при этом и пренебрежение скучным жизнеподобием. Его спектакли – абсолютно авторские театральные сочинения, однако в их основе неизменно лежит глубокое и вдумчивое чтение литературного оригинала. Вот такой феномен – литовская метафорическая образность, помноженная на русскую психологическую дотошность. Безудержная игровая вольница в сочетании со строжайшей философской сутью.
Он сплотил труппу театра Вахтангова, привел её к единому творческому знаменателю. Вскоре всем стало ясно, что, если и думать о вахтанговском игровом, образном начале, то вот это оно и есть – особая театральность Туминаса, его приподнятая над унылой землей на высоту театральных подмостков, свобода, ирония, кураж и печаль.
Энциклопедически точный в оценках и одновременно воздушно легкий «Евгений Онегин», лаконичный и трагический «Царь Эдип», поэтичная, ностальгическая «Пристань», где режиссер собрал в один театральный мета сюжет вахтанговских артистов-корифеев, и, наконец, грандиозные «Война и мир», гимн, а одновременно реквием, многофигурная историческая эпопея, которая превратилась на сцене в одну большую историю человеческих жизней…
… В день его ухода, 6 марта играли «Войну и мир». Можно считать это неким мистическим знаком, а можно – закономерным и мощным оркестровым туше, завершающим симфонию жизни уникального театрального Мастера.
Диделис ачу (огромное спасибо, лит.), Римас, за то, что вы были с нами и подарили нам это долгое театральное счастье!