02.07.2024 Давиду Львовичу Боровскому 90 лет

Сегодня родился Давид Львович Боровский - один из выдающихся художников мирового театра, создавший во второй половине ХХ – начале ХХI вв. значительный ряд постановок, ставших классическими,  обладавший неповторимым творческим стилем, и повлиявший на развитие не только сценографии, но и на движение театра к новой художественной и смысловой образности и глубине. Ему исполнилось бы 90 лет.
Учился в Киевской художественной школе им. Т.Г. Шевченко, с 1948 года работал в киевском Русском драматическом театре им. Леси Украинки и дебютировал как художник-постановщик (1956, "Ложь на длинных ногах" Э. де Филиппо, реж. И.А. Молостова).  В период с 1956-1967гг. оформил более 30 спектаклей в киевских Русском драматическом театре им. Леси Украинки и Драматическом театре им. И. Франко. В 1965 г. поставил свой первый спектакль на оперной сцене (совместно В.К. Клементьевым) - "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича (Театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, Киев, реж.  И.А. Молостова).
В 1966 -1967 гг. по приглашению Б.А. Львова-Анохина – главный художник Московского драматического театра имени К.С. Станиславского («Хочу быть честным» В. Войновича, 1966, реж.  М.Ю. Резникович; «Однажды в двадцатом» Н. Коржавина, 1967, реж. Б.А. Львов-Анохин, М.Ю. Резникович; «Доктор Штокман» Г. Ибсена, 1968, реж. Б.А. Львов-Анохин и др.).  
В 1967 г. приглашен Ю. Любимовым для работы над спектаклем “Живой” (“Из жизни Федора Кузькина”) Б. Можаева.  В 1968 г. спектакль был запрещен, и был показан через 20 с лишним лет. Первая работа Боровского в Театре драмы и комедии на Таганке: “Мать” М. Горького (1969, реж. Ю. Любимов). Плодотворное сотрудничество с Ю.П. Любимовым в «Театре на Таганке» и его оперных постановках, выразилось в мастерстве создания Боровским сценографии как органичной части структуры сценического действия, функционально неотъемлемого компонента и одновременно выражения глубинных содержательных мотивов постановки. Сценографические решения Боровского обретали разные формы, но всегда выразительные и эмоционально содержательные: это и конструктивные и вещественные «аппараты для игры-действия» («Живой» по Б. Можаеву, «Мать» по М. Горькому, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Турандот» Б. Брехта, «Владимир Высоцкий»), и материализованные визуальные метафоры («Час пик» Е. Ставинского, «Гамлет» У. Шекспира, «Деревянные кони» по Ф.А. Абрамову), и композиции, воплощающие реальные обстоятельства, в которых герои оказывались перед необходимостью сделать решающий жизненный выбор («Пристегните ремни» Г. Бакланова, Ю. Любимова, «Обмен» и «Дом на набережной» по Ю. Трифонову, «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому). Боровский использовал для этого натуральные фактуры и подлинные вещи, которые становились основой архитектурно-графических композиций из пересечений горизонталей и вертикалей, отражавших материальную и духовную сущности человеческого бытия. В сценографии Боровского органично соединялись поэтическая образность и метафоричность с предельной обобщенностью реальных мест действия. В годы советского идеологического диктата спектакли Любимова-Боровского стали художественным и общественным явлением, открывавшим современникам через яркую театральную форму боли и чаяния реальной жизни.
В 1968–84, 1987–98 гг. – главный художник Московского театра на Таганке, где в соавторстве с Ю.П. Любимовым поставил более 20 спектаклей.  
В 1984–87 гг. - главный художник театра «Современник». Работал также на других сценах как в России, так и за рубежом.   В Москве в разные годы оформлял спектакли в МХАТе им. Горького (впоследствии в МХАТе им. Чехова), театре “Современник”, Драматическом театре им. К.С. Станиславского, Малом театре, Театре на Малой Бронной, Театре “Ленком”, Театре им.Е. Вахтангова, Театре им. Моссовета, Новом драматическом театре, Театре Сатиры, Драматическом театре им. Пушкина, Театре Эрмитаж, Театре под рук. О.  Табакова, театре “Et Cetera”. Осуществил постановки в Драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской, Театре Комедии, Большом драматическом театре, Малом драматическом театре в Ленинграде (Санкт-Петербурге), в Одесском театре оперы и балета, Русском театре драмы в Ташкенте и др. Сотрудничал с режиссерами А. В. Эфросом, О. Н. Ефремовым, Г. А. Товстоноговым, Л.Е. Хейфецем, Л.В. Варпаховским, Г.Б. Волчек, В.В. Фокиным, О. П. Табаковым, Л. А. Додиным, Р.Г. Виктюком, К.М. Гинкасом, М.З. Левитиным и др.
С начала 1970-х гг. много работает за рубежом, в том числе в Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии, США.  
Оформил постановки на ведущих зарубежных оперных сценах: Театр «Ла Скала», Милан, Италия («Под солнцем яростным любви» Л.Ноно, 1975; «Борис Годунов» М.Мусоргского, 1979 - дирижер К.Аббадо, реж. Ю.П. Любимов; «Хованщина» М.Мусоргского, 1981, дирижер Р.Райчев, реж. Ю.П. Любимов); Гранд Опера, Париж, Франция («Саламбо» М.Мусоргского, 1986, дирижер З.Пешко, реж. Ю.П. Любимов); Баварский оперный театр, Мюнхен, Германия («Четыре грубияна» Э.Вольфа-Феррари, 1982, дирижер А.Зедда; «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева, 1991, дирижер Завалиш, реж. Ю.П. Любимов); Оперный театр, Будапешт, Венгрия (“Дон Жуан” В.-А.Моцарта, 1982, дирижер И.Фишер, реж. Ю.П. Любимов); Театр Сан Карло, Неаполь, Италия («Саламбо» М.Мусоргского, 1983, дирижер З.Пешко, реж. Ю.П. Любимов); Оперный театр, Гамбург, Германия (“Леди Макбет Мценского уезда” Д.Шостаковича, 1990, дирижер М.Шостакович, реж. Ю.П. Любимов); Театр «Комунале», Флоренция, Италия («Электра» Р.Штрауса, 1996, дир. К.Аббадо, реж. А.Л. Додин);  Гартенплац театр, Мюнхен, Германия («Кампьело» Е.Вольф-Феррари,1996, реж. В.Б. Смехов, дир. Э.Клемм); Театр Комеди Франсэз, Париж, Франция («Месяц в деревне» И.С.Тургенева, 1997, реж. А. Смирнов); Гартенплац театр, Мюнхен, Германия («Дон Паскуале» Г.Доницетти, 1997, реж. Б. В. Смехов, дир. Т.Шик); Театр “ВИГ”, Будапешт, Венгрия («Луна для пасынков судьбы» Ю.О’Нил, 1998, реж. И.Хорваи); Театр «Комунале», Флоренция, Италия («Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостакович, 1998, реж. Л.А. Додин, дир. С.Бычков); и др.
В оформлении оперы «Игрок» С. С. Прокофьева (2001, Большой театр, реж. А.Б. Титель, дир. Г.Н. Рождественский) создал обобщённый образ европейского отеля – игорный дом, увенчанный ажурным стеклянным куполом и соединявший элементы разных стилей: от Ренессанса до модерна и до 1910-х гг. (оперы была создана в). Этот дом в форме ротонды выражал идею тотальной рулетки, появления-исчезновения героев происходили вместе с поворотом определённой части полукруглой стены, а в моменты рулеточной игры вращались в противоположных направлениях все три кольца стен, образно выражая водоворот человеческих страстей. В центре же ротонды – внутреннем пространстве героя стояла как убежище белая кровать.  
Действенная сценография Боровского делала его соавтором режиссеров, точные бытовые подробности всегда включались художником во внебытовой условный контекст, композиционное мастерство и владение различными фактурами, все это можно назвать в числе основных характеристик искусства художника, как в драматических, так и оперных постановках.    
2 июля 2012 г. открылся Мемориальный Музей-Мастерская Давида Боровского (отдел ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.), включающий мемориальную, экспозиционно-выставочную части и библиотеку. В Мемориальной части представлена  сохранённая обстановка мастерской, личные вещи художника,  макеты спектаклей Юрия Любимова «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Дом на Набережной»; Леонида Варпаховского «На дне», «Продавец дождя»; Анатолия Эфроса «Дон Жуан», «Эшелон»; Леонида Хейфеца «Ретро», Иштвана Хорваи «Три сестры»;  Александра Морфова «Затмение» и др.,  макет монументального памятника «Колокольня печали», в фондах музея - эскизы, рукописи, фотографии и др. материалы творческой биографии Боровского.  Автор экспозиции – А.Д. Боровский.  
  
Соч.: Убегающее пространство. М., 2005.
Лит.: Берёзкин В.И. Давид Боровский // Советские художники театра и кино, вып. 75., М., 1977; Его же. Сценография Давида Боровского // «Вопросы театра». № 11. М., 1987; Его же. Искусство сценографии мирового театра. Мастера ХVI – ХХ века. М., 2002. С. 255–284. Борисова Н.Я. В контексте жизни, в контексте культуры // «Творчество», 1988, № 1; Коваленко Г.Ф. Давид Боровский // «Театр», 1991, № 9; Давид Боровский. Текст А. Михайловой, Р. Кречетовой. М., 2002.

Д.В.Родионов
Возврат к списку