22.09.2024 22 сентября
Сегодня день рождения Эдуарда Степановича Кочергина

Кочергин – важнейшая художественная фигура в российской культуре второй половины ХХ – начале ХХI века. Кочергин в первом ряду художников театра, открывших новую эру - эру действенной сценографии, или «метафорической декорации». Друг Кочергина, выдающийся мастер сценографии Давид Боровский так оценил его творчество: «Окружая артистов натуральной фактурой и не скрывая магии открытой сцены очень точно отобранными фрагментами (в которых угадывается целое), он заряжает атмосферу такой правдой, таким драматизмом и столь чувственно, что сфальшивить бывает трудно, а скорее — совестно».  Работы Кочергина стали классикой, а спектакли им оформленные вошли в «золотой фонд» российского театра.

Эдуард Степанович – блестящий педагог, его ученики успешно работают в театрах по всей стране. Созданный им учебник «Категории композиции. Категория цвета» - небольшая тоненькая книжка, но увесистее по содержанию целых томов, для будущих театральных художников. В своё время мне посчастливилось, будучи в Петербурге, оказаться в Шишовом переулке. Туда меня отвел Эдуард Степанович тайными тропами, потому что это переулок, знакомый только коренным ленинградцам, а незнакомый человек его не найдет. Я увидел место действия его замечательной книги «Завирухи Шишова переулка». Мы шли по этому переулку, останавливались, смотрели на фасады домов, заглядывали в решётки внутренних дворов, где-то вклинился уже несуразный современный архитектурный объект. Я невольно оглядывался. Мне казалось, что кто-то за мной смотрит, может, из-за занавесок на окнах этих домов за мной подглядывают местные обитатели шиши: с какой целью я пришел сюда, что я хочу здесь увидеть? Этот потаённый мир, который нам открывает в своей прозе Эдуард Степанович, он потрясающий, и, конечно, это блистательный язык. Кочергин открывает жизнь нашей страны с той стороны, которая множество лет закрывалась всяческими бумагами и разными покрывалами. Страна с истинной правдой жизни встаёт со страниц его книг. Кочергин ведёт нас и в мир театра, который он любит и открывает его нам изнутри, из-за кулис, с нежностью рассказывая о подвижниках театральных профессий, о которых множество зрителей ничего не знали.

Язык прозы Кочергина, когда вышла «Ангелова кукла», всколыхнул читающую и грамотную Россию. Это была сенсация, событие, и оно продолжается до сегодняшнего дня. Книги, которые написал Эдуард Степанович, по-прежнему в строю, мы их читаем и ждём новую книгу.  В жизни у каждого из нас есть такая правда или такие события, о которых мы, наверное, никогда не смогли бы никому рассказать, но, может быть, через какое-то большое время. Это время пришло к Кочергину, когда он смог рассказать то, что увидел в этой жизни. В лице художника Кочергина мы имеем ещё и выдающегося Кочергина - писателя.

Из разговора с Эдуардом Степановичем: «Мои предки - старообрядцы. Я обязан сделать всё, чтобы сохранить память о них. Сохранение памяти – это колоссально важно для всех нас. Ужасно, что в Совдепии мало кто знал происхождение своих предков. Понимаете? Очень мало было людей, которые помнили деда, бабушку. Все про дедов и прадедов уже не помнили, откуда есть род пошёл. Сознательно разрушили эту память. Надо восстановить, чтобы мы помнили, кто мы, откуда мы. Сохранить память и сохранить память и рода, и культуры. Все средства культуры, литературы, музыки надо использовать, чтобы передавать это, сохранить память. Самое главное, если вы спрашиваете, какой театр сейчас нужен? Театр, который сохраняет память».

Спасибо, дорогой Эдуард Степанович, за эти мудрые напутствия. С днем рождения!

Искренне Ваши

Дмитрий Родионов и коллектив редакции журнала «Сцена»
Возврат к списку