11.03.2025
К 100-летию со дня рождения Марта Фроловича Китаева
Сегодня в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке открылась выставка, посвящённая народному художнику РСФСР Марту Китаеву. Она создана на основе коллекции эскизов декораций, костюмов и других материалов к спектаклям.
КИТАЕВ Март Фролович (30.03.1925. Зилаир, Башкирская АССР – 08. 01.2020, СПб) – один из выдающихся мастеров театрально-декорационного искусства ХХ-XXI в.
Яркость дарования, сценическая изобретательность, неожиданность и оригинальность выбора пространственных решений и фактур, редкая творческая мобильность и пластичность привлекали к нему режиссеров разных поколений, школ и направлений. В Ленинграде он создает спектакли вместе с И. П. Владимировым, К. М. Гинкасом, И. О. Горбачевым, Р. А. Горяевым, Л. А. Додиным, З. Я. Корогодским, И. С. Ольшвангером, А. Б. Праудиным, Г. Р. Тростянецким, Г. Н. Яновской, С. Г. Спиваком, В. С. Сусловым и др. Сотрудничает с ленинградскими оперными режиссерами Ю. И. Александровым и А. В. Петровым на театральных площадках Москвы, Минска, Софии. В столице работает с Г. Б. Волчек, А. А. Гончаровым, А. Л. Дунаевым, Ю. И. Ереминым, М. Г. Розовским, Р. А. Сиротой, Л. Е. Хейфецем, И. Унгуряну, М. З. Левитиным. Одно из лучших оформлений Китаева - «Приключение Билли Пилигримма» по К. Воннегуту в Центральном театре Советской Армии (1975) было осуществлено в спектакле, поставленном М. З. Левитиным.
В начале шестидесятых годов XX века именно он и Даниил Лидер (1917—2002) навлекли на себя наибольший гнев секретаря Союза художников СССР А. П. Васильева (1911—1990), не поверившего в искренность младших своих современников, примкнувших к новой молодой генерации сценографов, выбравших иной путь развития театрально-декорационного искусства, отказавшихся от живописного принципа оформления спектаклей, изменивших визуальный язык отечественного театра. Творческие интересы Китаева совпали с исканиями новой генерации художников: Д. Л. Боровского, Э. С. Кочергина, В. Я. Левенталя, В. Г. Серебровского, С. М. Бархина и других, ищущих совместно с режиссерами-единомышленниками более лаконичный и емкий, метафорический художественный язык.
Китаев был главным художником трех театров: Рижского ТЮЗа (с 1953—очередной, в 1960—1973 -- главный), Александринского театра (1974—1991) Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А. Брянцева (с 1991 до смерти). Он один из самых титулованных отечественных мастеров сценографии. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965), народный художник России (1982). Был награжден Золотой Пушкинской медалью (1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003). Является лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (специальная премия «За честь и достоинство», 2008). Дважды лауреат петербургской театральной премии «Золотой софит» в номинациях «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (2004) и «Лучшая работа художника» (совместно с Михаилом Платоновым) — за сценографию спектакля «Три сестры» в постановке Семёна Спивака (2006). Лауреат премии «За великое служение театру для детей» Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2013).
Его работы хранятся в ведущих государственных собраниях Латвии и России: Театральном музее Латвии, ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, РГБИ (Москва), ГМИ СПб., ГМТиМИ (СПб), ГТБ (СПб), в музеях театров.
Выставка продлится до 27 апреля. Вход свободный. // Улица Зодчего Росси, 2.
Также работает выставка «Сценический мир Марта Китаева. К 100-летию со дня рождения художника» // На галерее 4 яруса Основной сцены Александринского театра.
С прославленной александринской сценой имя Марта Китаева связано неразрывно. С 1974 по 1991 гг. он был главным художником Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, но история его работы здесь охватывает почти три десятилетия. В Александринском театре (в те годы – Пушкинский театр) он оформил 37 спектаклей, в числе которых: «Сказки старого Арбата» (1971), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (1974), «Из записок Лопатина» (1975), «Дети солнца» (1976), «Беседы с Сократом» (1976), «Унтиловск» (1978), «Капитанская дочка» (1984), «Фельдмаршал Кутузов» (1985), «Дядюшкин сон» (1987), «Сирано де Бержерак» (1987), «Недоросль» (1990), «Гамлет» (1992), «Борис Годунов» (1999). Материалы к этим и другим постановкам 1970 – 1990-х гг. представлены на выставке «Сценический мир Марта Китаева».
Выставка доступна зрителям, посещающим спектакли Основной сцены.