Журнал СЦЕНА основан в 1991 г. при поддержке Союза Театральных Деятелей РФ

СЦЕНА — единственный в стране театральный журнал, в фокусе внимания которого находятся вопросы сценографии, сценической техники и технологии. Издание является местом высказывания для художников, искусствоведов и критиков, изучающих визуальную культуру театра. Журнал уделяет пристальное внимание театральному костюму; новым сценическим технологиям и материалам; искусству света; техническим достижениям в области светового и звукового оборудования; архитектуре театральных зданий, реконструкции и реставрации, новым проектам.

Журнал отслеживает живой театральный и экспозиционный процесс, в оперативном режиме откликаясь на наиболее значительные российские и зарубежные премьеры и выставки, на выход новых книг по искусству театра; уделяет внимание истории и современному развитию театрального плаката; рассказывает о творчестве сценографов, художников по костюмам, режиссёров, работников театральных цехов.

В поле зрения издания находятся также история и философия искусства, научные исследования, организация театрального дела, вопросы художественного образования, менеджмента, экономики театра.

СЦЕНА выходит с периодичностью 6 номеров в год, объемом 100 полос с цветными иллюстрациями.

Редакцией в 2022 году осуществляется:
целевая рассылка журнала 77 региональным отделениям Союза театральных деятелей РФ и 17 театральным институтам и училищам по заказу руководства СТД РФ (ВТО).



В 2021 году нашему журналу исполнилось тридцать лет. Эти три десятилетия новейшей истории России перенесли наше общество в новую парадигму точек сопряжения с миром, и театр, как самое живое искусство, отражающее жизнь во всех его проявлениях, отобразил эти изменения.

«Сцена» была создана в самом начале этого переломного момента в жизни страны. Громадный вклад в создание и развитие журнала внесли Алла Александровна Михайлова и Вера Сергеевна Глаголева, наши первые главные редакторы, светлая память о которых всегда с нами, как и наша благодарность им за заданные высокие профессиональные критерии в работе и высокий пример бескорыстного служения российскому театру.

За эти годы журнал не канул в лету, что было бы, пожалуй, явлением обычным для последнего периода отечественного бытия, а продолжал с разной степенью интенсивности выходить к читателю, увеличив свою периодичность до 6 раз в год. Эти номера были созданы при участии большого числа наших друзей, коллег и сподвижников. Собственно, без них эти номера и не могли бы состояться. И в этом, видимо, главная наша заслуга, что на призыв к сотрудничеству откликнулись и откликаются замечательные деятели отечественной культуры: художники, режиссёры, архитекторы, актёры, театроведы, искусствоведы, технологи, продюсеры.

Формат и структура журнала за эти годы претерпевали различные изменения: изначальные 48 полос давно уже стали преданием старины глубокой, их количество постоянно увеличивается; благодаря совету С. М. Бархина, в журнале появился цвет и, похоже, отказаться от цветных полос мы уже не сможем, хотя это и увеличивает затраты на печать и т. п.; современные информационные технологии избавили нас от необходимости рекламирования всего и вся. Мы продолжаем писать об опыте внедрения и использования традиционных и новых сценических технологий, что, как нам, кажется, полезно и продуктивно. Но СЦЕНА не технологическое издание, а издание для широкого круга профессионалов театрального дела и для тех, кто стремиться быть таковым. Тематический диапазон наших материалов определился давно, если не с самого начала, и мы последовательны в его наполнении конкретным и современным содержанием. При этом не отказываем себе в удовольствии экспериментировать с обложкой и открывать новые рубрики.

Содержание каждого номера выстраивается вокруг главного центра — спектакля. В последние годы у нас стало больше материалов, связанных с нашим культурным наследием, и чем тоньше этот слой в окружающем бытии, тем более мы обращаемся к опыту прошлого.

Мы пишем исключительно о том, что нам интересно и кажется важным в текущем времени. Сколько мы сможем прожить в таком счастливом состоянии нам неведомо: угрозы реальные дышат и в спину, и в лицо, призрак безденежья никуда не уходит, интернет неумолим в своём неприятии типографских станков и т.д. и т.п. Надо жить, надо работать. Каждый воспринимает эти чеховские слова по-своему: мы пытаемся возделывать свой сад, и, надеемся, что его плоды будут полезны нашим читателям.

Дмитрий Родионов, главный редактор

 




Дмитрий Родионов
Главный редактор


Наталия Каминская
Редактор


Андрей Золотов
Специальный корреспондент


Татьяна Бодянская
Специальный корреспондент


Артём Меркулов
Художник-дизайнер


Алексей Гусев
Администратор





Фото:
Сергей Бархин
Фото:
Станислав Бенедиктов
Фото:
Александр Боровский
Фото:
Юлия Большакова
Фото:
Сергей Гнедовский
Фото:
Лев Додин
Фото:
Дмитрий Родионов
Фото:
Ирина Баканова
Фото:
Сергей Женовач
Фото:
Евгений Ибрагимов
Фото:
Дамир Исмагилов
Фото:
Евгений Каменькови
Фото:
Алексей Кондратьев
Фото:
Эдуард Кочергин
Фото:
Ольга Егошина
Фото:
Зиновий Марголин
Фото:
Борис Мессерер
Фото:
Владимир Мишарин
Фото:
Любовь Овэс
Фото:
Анаит Оганесян
Фото:
Катажина Осиньска
Фото:
Беатрис Пикон-Валлен
Фото:
Алексей Порай-Кошиц
Фото:
Елена Дунаева
Фото:
Александр Титель
Фото:
Дмитрий Трубочкин
Фото:
Николай Песочинский
Фото:
Владимир Урин
Фото:
Надежда Хмелёва
Фото:
Ирина Черномурова
Фото:
Александр Шишкин
Фото:
Наталья Ясулович
Фото:
Игорь Ясулович
Фото:
Елена Струтинская
Фото:
Марина Тимашева
Фото:
Александр Чепуров
Основатели журнала
Фото:

Вера Глаголева
Редактор
Фото:

Алла Михайлова
Редактор