Театр и пандемия: новое пространство и новая реальность

Редакция

Распечатать

Видеоконференция, «28» апреля 2020. Ведущий Швыдкой М.Е. — Специальный Представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Варшавер М.Б. — Глава Директорской ложи театров Москвы, Директор театра «Ленком»; Косарева О.В — Руководитель Департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры России; Смирнов Г.А. — Первый заместитель Председателя Союза театральных деятелей России; Урин В.Г. — Генеральный директор Большого театра; Крок К.И. — Директор Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова; Андрейкина М.С. — Директор МХТ им. Чехова; Апфельбаум С.М. — Директор Российского академического Молодежного театра ордена Ленина; Новиков В.А. — Художественный руководитель театра им. В.Ф. Комиссаржевской; Писарев Е.А. — Художественный руководитель Московского драматического театра имени Пушкина; Заславский Г.А. — Ректор Российского института театрального искусства; Байчер В.Г. — Декан режиссерского факультета ГИТИС; Смелянский Д.Я. — Зав. кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС; Иксанов А.И. — Российский театральный и общественный деятель; Иванов О.В. — Врио заведующий кафедрой продюсерства исполнительских искусств Российской академии музыки им. Гнесиных.

ВСТРУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (ПОВЕСТКА)

Швыдкой М.Е.: Добрый день, коллеги. Мы собрались по инициативе кафедр продюсерства ГИТИСа и академии им. Гнесиных для того, чтобы обсудить ряд вопросов, которые сложились в связи с пандемией. Первый вопрос связан с экономикой. У всех наших учреждений очень сильно снизились доходы. Масштабы огромные: от 40 до 60% ежемесячных бюджетов утрачено. Второй вопрос связан с театрами. Пандемия из всех учреждений культуры сильнее всего ударила по театрам. Театры закрылись раньше всех учреждений и откроются соответственно позже всех. По моим оценкам, театры откроются не ранее сентября. С точки зрения опасности распространения вируса, театры, по мнению специалистов Роспотребнадзора, сопоставимы с метро в час пик. Я беседовал с зарубежными коллегами. В Латвии театры планируют открывать в сентябре, а вот в Германии, по информации Д. Мацуева, возможно, только через год.

Итак, давайте приступим. Слово предоставляется Варшаверу М.Б.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Варшавер М.Б.: Добрый день, коллеги. Что касается экономики, то ситуация катастрофическая. Театры бедствуют. Очень большая часть денег уходит на возврат билетов. И здесь еще есть важный момент: это когда нам разрешат полноценно работать. Сколько дней понадобится, чтоб зрители потянулись к театру, ведь к тому времени у них появится много других забот. Конечно, в этом контексте очень важна поддержка от государства, которую на данный момент мы получаем. Что касается нашего театра, на данный момент мы выплатили зарплаты всем сотрудникам со всеми надбавками. Благодаря фонду Леонова мы смогли выплатить актерам, которые получают менее 60 тыс. руб., дополнительные пособия в размере 25 тыс. руб. Хочу отметить Г. Грефа, который любит театры и всячески оказывает нам поддержку. Кроме того, у нас дом отдыха в Салтыковке, где проживают 16 семей. Я пока отменил арендную плату, для того чтобы дать возможность людям сохранить свои средства.

Я бы хотел ходатайствовать не только за московские театры, которые получают субсидии от С.С.Собянина, но и региональные.

Еще позвольте поблагодарить врачей, которые, рискуя своей жизнью, спасают больных людей. Низкий им поклон.

Швыдкой М.Е.: Спасибо, Марк Борисович. Мы очень благодарны врачам, но важно также сказать, что деятели культуры сыграли важную роль в сохранении психического здоровья нации. Если бы не виртуальный контент, которым сейчас наполнены интернет-площадки, то людям было бы невыносимо жить в самоизоляции. Хотелось бы, чтоб роль культуры оценивалась в полной мере.

И еще Марк Борисович затронул интересную тему: про возврат билетов. Хочу отметить зрительскую лояльность, которая выражается в том, что многие люди не сдают билеты, а соглашаются на перенос мероприятия. Это очень важно.

А теперь передаем слово Владимиру Георгиевичу Урину.

Урин В.Г.: Коллеги, нам действительно необходимо уделить внимание экономической составляющей нашей деятельности. Важнейшая задача – обеспечение максимальной заработной платы работникам, в условиях значительных выпадающих доходов. Необходимо вести грамотную финансовую политику. Спасибо Министерству культуры за поддержку, но мы должны понимать, что его возможности небезграничны. Мы должны быть готовы к длительному периоду застоя.

Затронут важный вопрос: готовность идти в театр зрителей по окончании самоизоляции. Здесь также надо будет учитывать экономическую составляющую. Скорее всего, люди не смогут покупать билеты по сложившимся ценам, необходимо будет цены снижать. Этот вопрос нужно будет тщательно проработать.

Также в финансовом планировании важно учитывать вопрос взаимодействия с иностранными зрителями и актерами. У нас их много, а когда откроются границы - неизвестно.

Недавно разговаривал с коллегами из Баварской оперы. По их прогнозам, в случае начала функционирования театров осенью, в период с сентября по декабрь они смогут получить 1/3 от обычной выручки аналогичного периода. Это оптимистический прогноз. Мы должны адекватно оценивать свои возможности.

Иксанов А.Г.: Владимир Георгиевич, у меня важный вопрос: что будет с балетом?

Урин В.Г.: Это действительно серьезный вопрос, артисты должны тренироваться. Расскажу о моем сегодняшнем решении: я дал указание наш линолеум разрезать на 100 частей и раздать артистам балета, чтоб они могли заниматься дома.

Швыдкой М.Е.: Прогноз Баварской оперы, на мой взгляд, слишком оптимистичный. Коллеги, ваше мнение на это счет?

Крок К.И.: Рынок менеджеров по продаже терпит не лучшее время. Руководство вынуждено отправлять в отпуск или даже увольнять сотрудников, поскольку не представляется возможным их содержать. Еще и по этой причине мы должны быть готовы к спаду, когда театрам разрешат открыться.

Что касается театра им. Вахтангова, то благодаря резервным средствам, предназначенным для празднования 100-летнего юбилея театра в следующем году, у нас есть возможность обеспечить абсолютно всех работников заработной платой. Мы не можем бросить людей в трудную минуту, тем более что потом мы вместе будем восстанавливать театр.

Также стоит помнить, что мы должны поддерживать не только людей, но и наш имущественный комплекс – на это также необходимы большие средства.

Мы должны понимать, что многие спектакли придется восстанавливать с нуля, поскольку без постоянных репетиций практически все наши наработки аннулируются. Таким образом, мы должны заложить время на адаптацию.

И по поводу срока открытия театров хочу подчеркнуть, что сентябрь – это слишком оптимистично. Например, в Китае, где карантин официально завершен и открыты многие заведения, театры до сих пор остаются закрытыми.

Швыдкой М.Е.: Спасибо. Давайте передадим слово Марине Сергеевне Андрейкиной.

Андрейкина М.С.: Как и все, мы оказались в тяжелой ситуации. Не зарабатывая, мы не имеем возможности осуществлять выплаты сотрудникам. По нашим подсчетам, 2 месяца - это то, что мы можем себе позволить.

Что касается отсутствия репетиций, то, конечно, стоит признать, что драматические артисты не в такой сложной ситуации, как балетные, но, тем не менее, они тоже в непростом положении.

Что касается других аспектов, то планы меняются, в том числе планирование премьер, планирование административно-хозяйственных мероприятий. Естественно, все связано с финансовой ситуацией.

Я согласна с коллегами, что по выходу из самоизоляции театрам придется менять и ценовую политику путем снижения цен.

Также будем пересматривать и репертуарную политику, поскольку предпочтения у людей поменяются: после перенесенных лишений и проблем захочется чего-то легкого.

Хочется также заострить внимание на одном важном вопросе – поддержке муниципальных театров. Очень важно их сохранить, поскольку такие учреждения крайне необходимы для жителей отдаленных регионов.

Я, как и коллеги, признательна Министерству культуры за поддержку, которую оно нам оказывает.

Швыдкой М.Е.: Что касается вопроса о том, как поведет себя зритель, то сейчас тяжело что-то понять и спрогнозировать. Считаю целесообразным организовать общую пиар-акцию театров Москвы с каким-то позитивным лейтмотивом. Не нужно обсуждать тему безопасности, лучше ее опустить, а вместо этого придумать что-то легкое и оригинальное, что будет привлекать людей.

Слово передаем Софье Михайловне Апфельбаум.

Апфельбаум С.М.: Что касается пиар-акции, то подобное проводилось в США после событий 11 сентября.

А что касается нашего театра, то хочу отметить некоторые особенности. У театра для детей и юношества ситуация еще хуже. Наши мероприятия запретили раньше и раньше мы стали возвращать деньги за билеты. У нас обычно много групповых походов, что также увеличивает количество возвратов. Наши средства уже на исходе. Нас, конечно, выручает тот факт, что мы федеральный театр. Надеемся на дальнейшую поддержку со стороны Министерства культуры.

Что же касается выхода из режима самоизоляции, то здесь наша ситуация тоже отличается, но уже в позитивную сторону. У нас нет страха, что зрителей не будет, так как спрос на этом рынке более стабильный. И по ценовой политике вряд ли придется что-то менять, поскольку цены у нас очень демократичные.

Швыдкой М.Е.: Спасибо! Теперь обратимся к коллегам из Санкт-Петербурга. Виктор Абрамович, Вам слово.

Новиков В.А.: Ситуация, конечно, катастрофическая во всей театральной системе. Только в Санкт-Петербурге ежегодно появляется 400 новых актеров, 25 режиссеров и столько же художников. Если бы, например, после майских праздников нам разрешили небольшими коллективами собираться и репетировать, то тогда была бы надежда в сентябре-октябре показывать спектакли.

Что касается выплаты заработной платы, то здесь ситуация нормальная. Бюджет театра урезать не будут, у нас есть субсидия. Но из-за отсутствия доходов пострадают новые постановки.

Швыдкой М.Е.: Спасибо. Конечно, ситуация несколько отличается в федеральных и городских театрах. Передадим слово Е.А. Писареву.

Писарев Е.А.: Конечно, мы потеряем значительные доходы. Пока мы держимся, но скоро будет сложнее. Надеемся на поддержку Департамента культуры г.Москвы.

Пандемия подорвала не только финансовую составляющую, но и творческую. У нас оставалась неделя до премьеры, когда нас закрыли. Психологически и творчески потом будет непросто все восстанавливать.

Вообще, мы в каком-то подвешенном состоянии. Государство будет помогать крупным театрам, но относимся ли мы к этой категории?

Швыдкой М.Е.: Вы сейчас затронули очень важную вещь. Пандемия в этом контексте выступает как санитар леса. В Москве около 250 театров и 88 из них государственных. Конечно, часть театров умрет. Всех спасти будет невозможно. К тому же, многие актеры работают по договорам ГПХ, что в данном случае делает их незащищенной частью населения. Геннадий Александрович, хотелось бы услышать Вашу позицию по этому вопросу.

Смирнов Г.А.: Сначала я выскажу нашу позицию относительно экономической поддержки театров. Несмотря на то, что объемы госзадания сокращены, запланированное финансирование все равно будет выделено. По выпадающим доходам мы направили письма в наши региональные отделения, чтобы узнать их мнение по этому поводу. В итоге мы получили 70 ответов, которые условно можно разбить на 3 группы: позитивные, негативные, ни о чем (этих позиций большинство). Позиция Санкт-Петербурга негативная, в связи с чем мы направили письмо в Администрацию Президента, для усиленного контроля со стороны полпреда. По поручению Президента РФ государственные органы должны поддерживать учреждения культуры. Признать банкротом государственный театр себя не может. Говоря о негосударственных театрах, хочется также подчеркнуть их значимость для российской театральной среды, поэтому меры поддержки им также необходимы. Например, если театр Коляды не будет работать, то театральная палитра не только Екатеринбурга, но и всей России обеднеет. Театры должны выжить!

Что касается вопроса сотрудников, которые не состоят в штате, могу сказать следующее.

Действительно, эти люди сегодня оказались лишены поддержки. Союз как может помогает им. Минруд и Минкультуры выделили нам средства для помощи людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. И мы будем продолжать это делать. Понятно, что ресурсы министерств ограничены, поэтому надо еще что-то думать.

В целом могу сказать, что за федеральные и московские театры я спокоен, а вот за региональную сеть театров – нет. Картина очень пестрая, и ее надо выравнивать.

Швыдкой М.Е.: Коллеги, с одной стороны губернаторов понять тоже можно. В первую очередь средства расходуются сейчас на борьбу с пандемией, это важнейшая задача.

Итак, руководители крупных театров высказались. Теперь передадим слово Григорию Анатольевичу.

Заславский Г.А.: Прежде всего, я хочу поблагодарить наших спонсоров – Михаила Ефимовича и Марка Борисовича. Вы очень хорошо поддерживаете наших студентов. Особенно это актуально сейчас, когда ощущаются проблемы с дотациями.

Необходимо поддержать частные театры, поскольку они дарят нам легкость, радость и гармонизируют нашу жизнь.

Что касается будущего театра, то в связи с пандемией имеется очень весомая проблема: кто возьмет выпускников работать в сложившихся условиях? Мы пока не знаем, как решить эту проблему, но решать ее надо обязательно.

Мы благодарны Министерству за то, что разрешили запустить нам курсы повышения квалификации.

Мы не стоим на месте из-за самоизоляции. Вот недавно мы выпустили книжку «Библиотека театрального продюсера», в этом нам помогли присутствующие здесь Смелянский Д.Я. и Апфельбаум С.М. Вот так мы небесполезно и нескучно проводим время.

Швыдкой М.Е.: Спасибо. Сейчас передадим слово Владимиру Григорьевичу, поскольку именно он является «поставщиком» режиссерских кадров. Ведь мы понимаем, что бы ни происходило, пока человек продолжает жить, театр никуда не денется.

Байчер В.Г.: У нас, конечно, большая тревога за выпускников. Сейчас выпускаются очень сильные ребята, и куда им идти – пока непонятно. Им необходимо помочь, мы работаем над этим вопросом. Возможно, если бы театры выделили им площадку (не финансовую), то это уже было бы каким-то подспорьем.

Второй момент, о котором хочу сказать, - это провинциальные театры. В некоторых учреждениях обстановка паническая, и руководители даже не знают, как они проживут следующий сезон, не говоря уже о постановках молодых режиссеров.

Швыдкой М.Е.: Министерство культуры, Марк Борисович, Давид Яковлевич занимались финансированием постановок выпускников в русских театрах постсоветского пространства, и это давало результат: как для молодых режиссеров, так и для развития театральной среды.

Давид Яковлевич, предоставляю Вам слово.

Смелянский Д.Я.: Да, действительно, мы поставили в прошлом году спектакли в Баку, Таллинне, Минске и еще запланировали спектакли на этот год.

Есть важный вопрос, касающийся негосударственных организационных образований, которые в свое время спасли театральную среду. И сейчас мы должны им помочь.

Я считаю, что сейчас как раз то время, когда нас должны услышать. Необходимо вернуть закон о меценатстве, мы должны инициировать этот вопрос и донести его до Правительства. Сейчас мы должны объединить все свои усилия.

Швыдкой М.Е.: Слово передаем Иксанову Анатолию Геннадьевичу.

Иксанов А.Г.: Коллеги, в первую очередь хочу пожелать вам мужества в это непростое время.

Что касается экономики, то по прогнозам, к концу года ВВП упадет на 10%, нефть в минусе, доходы будут мизерные, поэтому рассчитывать на крупную поддержку со стороны государства нам не приходится. Без потерь мы точно не обойдемся. Надо быть готовыми к еще более сложным ситуациям.

Не нужно сейчас думать о премьерах, нет на них пока что денег. Сейчас в приоритете текущий репертуар. Нужны деньги на зарплаты и на поддержку театрального мастерства. И, я считаю, нужно проработать программу поддержки русских театров в постсоветском пространстве, они являются важной частью театральной палитры.

Швыдкой М.Е.: Спасибо! А теперь послушаем Олега Валентиновича.

Иванов О.В.: Когда мы думали, как назвать эту конференцию, мы решили заострить внимание на том, что театральный мир начинает существовать в новом пространстве и новой реальности. Так вот, насколько же мы сейчас осознаем это? Мы должны понимать, что после этой чудовищной ситуации, невозможно будет вернуться на круги своя.

Как мы видим возможность перехода театра на электронные площадки? Никакие новые технологии не помогают. Мы должны разглядеть новые возможности.

Когда мы разрабатывали рекомендации для работы в интернете, мы не предполагали, что ситуация может дойти до такого уровня.

Нам нужно осознавать безвозвратность этих изменений и подумать, каким образом развивать новые практики, которые смогут частично восстановить ситуацию.

Подводя итог, хочу сказать, что во все времена театр возрождался из пепла, выходя в новом качестве. И пусть пока нет готовых рецептов, но я готов размышлять над этим.

Швыдкой М.Е.: Очевидно, что все наши сотрудники и зрители скучают по театру. Все виртуальные формы хороши до определенного момента. Сентябрь – это, конечно, наша мечта. Надо быть готовыми к тому, что работать в нормальном режиме мы сможем позже.

И, когда артисты выйдут на репетиции и сцену, негосударственным театрам, вероятно, придется пересмотреть контракты. Рассчитывать на спонсорство ближайшие 2 года сложно, поскольку все сейчас оказались в тяжелом положении.

Конечно, со временем все образуется, и государство вас не забудет. Наше министерство работает на совесть, еще раз выражаю им признательность. Слово передаем Оксане Валентиновне.

Косарева О.В.: По поводу ситуации в регионах: мы мониторим, насколько они смогут выжить. На самом деле, ситуация не такая бедственная. Экономически они меньше страдают, поскольку они меньше зарабатывают.

Все экономические процессы сейчас очень затруднены, поскольку очень долго проходят согласования с Минфином. Мы хотим обнулить 4 квартал, вышло постановление Правительства о корректировке процента выполнения госзадания.

Что касается компенсации федеральным театрам, проблема состоит в том, что Минфин не понимает нашу специфику. Они видят большие остатки на счетах, образованные за счет проведения новогодних мероприятий, и не считают целесообразным выделять другие средства, однако ввиду нашей сезонности эти средства обычно идут на оплату отпусков в летний период. Мы написали письмо Председателю Правительства и объяснили ситуацию.

Резервный фонд сейчас не то, что пуст, а даже в минусе, все средства направлены в регионы на медицинские расходы.

С национального проекта «Культура» снято 1,5 млрд. руб. для обеспечения резервного фонда.

Что касается билетных операторов, то раскладка по ним также представлена в Минфин и Минэконом. По необходимости и очередности все будут обеспечены средствами.

Что касается зарплат, то сейчас, конечно, руководителям приходится их дифференцировать в зависимости от степени занятости сотрудников. Также я согласна, что в дальнейшем придется пересматривать маркетинговую политику относительно цен.

В кризис мы заходили постепенно и выходить будем так же.

Люди хотят вернуться в театр, это даже видно по статистике просмотра онлайн-трансляций, даже на сайтах региональных театров.

Поэтому, коллеги, предлагаю завершить нашу конференцию на оптимистичной ноте. Театр выживал и в более сложных ситуациях, выживет и сейчас.

Швыдкой М.Е.: Оксана Валентиновна, спасибо за оптимизм.

Но все равно хочу напомнить, что мы еще не вступили в период самых сложных проблем, это еще все впереди и нам надо консолидировать наши усилия. Предлагаю вернуться к разговору через месяц. И в завершение, прошу Иванова О.В. , Заславского Г.А., Варшавера М.Б., Смирнова Г.А. сделать памятку сегодняшнего разговора и подумать об общей рекламной кампании «Мы ждем вас с театре!». Всем здоровья и оптмизма!

Материал к публикации подготовили Татьяна Смирнова, Зоя Макаренко

Возврат к списку