Page 6 - Журнал «Сцена» №2(124)-2020
P. 6

инСтитут иСкуССтвознания


             ТеаТр и финансирование                                                                                                                  ТаБлица 1

                                                                                                                                                     Динамика расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного
             Валентина Музычук                                                                                                                       финансирования театров в системе Минкультуры России за 2011 – 2018 гг.












                 В условиях пандемии коронави-  вый  смысл  постоянно  напоминают  о   России 68,1 млрд. рублей или 12,9 % от
             руса театры и сфера культуры в целом   некоммерческой   природе   отече-  совокупного  бюджета  сферы  куль-
             столкнулись с серьезными вызовами,   ственного   репертуарного   театра   туры. Доля расходов на театры в об-
             связанными  с  вынужденным  закры-  и ошибочности количественного под-  щих расходах на культуру и кинема-
             тием для посетителей и ощутимыми   хода к оценке его деятельности на ос-  тографию  из  КБ  РФ  относительно
             финансовыми  потерями  в  виде,  так   нове  исключительно  экономической   стабильна и варьируется в диапазоне
             называемых,  недополученных  до-  эффективности.                  11-13 % с 2011 г. (табл. 1).                                          рисунок 1
             ходов.  Это  может  повлечь  за  собой   Попробуем  разобраться  в  фи-  В сопоставимых ценах финанси-                                  Темпы роста расходов на культуру и кинематографию из КБ РФ и бюджетного
             сбои в оплате труда персонала и пе-  нансовой  подоплеке  деятельности   рование театров за счет бюджетных                              финансирования театров в системе МК РФ, в разах (2011 = 1)
                                                              1
             речислении  регулярных  платежей,   российских театров  и развеять мифы   средств  увеличилось  в  2018  г.  в  1,17
             связанных  с  эксплуатацией  имуще-  по поводу самоокупаемости, коммер-  раза  по  сравнению  с  уровнем  2011
             ства, а также привести к дисфункции   ческой  успешности  и  возможностей   года, но не превысило значения дан-
             в  системе  функционирования  от-  привлечения внебюджетных средств   ного  показателя  в  2013/2014  гг.,  что
             ечественной  модели  репертуарного   для  поддержки  театрального  искус-  свидетельствует  о  том,  что  с  2014  г.
             театра в целом в самом ближайшем   ства.                          реального  увеличения  финансового
     4       будущем.                                                          обеспечения  театров  за  счет  госу-
                 Вместе с тем на протяжении те-   «Позволю  себе  не  согласиться   дарственных средств не произошло
             кущего десятилетия в нашей стране   с теми, кто безоговорочно утверж-  (рис. 1). Другими словами, реальный
             проводится  реформа  бюджетного   дает,  что  самостоятельно  зара-  объем бюджетного финансирования
             сектора,  направленная  на  оптими-  ботанные  деньги  служат  для  искус-  российских театров остался на уров-
             зацию  государственных  расходов   ства  лекарством  от  всех  бед.  <…>   не 5-летней давности.
             и  трансформацию  культурной  дея-  Те, кто сильнее всего страдает от со-  Следует отметить, что темпы ро-
             тельности  в  процесс  оказания  услуг   кращения  государственного  финан-  ста бюджетного финансирования те-
             потребителю,  что,  в  свою  очередь,   сирования,  как  правило,  не  имеют   атров в системе Минкультуры России
             приводит  к  пересмотру  критериев   возможности  своей  непосредствен-  превышали темпы роста расходов на
             эффективности   государственных   ной деятельностью заработать себе   культуру и кинематографию из КБ РФ
             (муниципальных) учреждений: от со-  на жизнь».                    на  всем  протяжении  рассматривае-                                   рисунок 2
             держательной  составляющей  в  сто-                Пол Димажио 2  мого периода.                                                         Структура финансовых поступлений театров в системе Минкультуры России в 2011 и 2018 гг.
             рону  количественных  показателей                                     Как  уже  было  сказано  выше,  в
             (количество  мероприятий,  количе-   БюджеТное                    структуре  финансовых  поступлений
             ство посетителей, объем заработан-   финансирование               театров  превалируют  бюджетные
             ных  доходов  и  проч.).  Но  несмотря   Основу  финансового  обеспе-  средства.  В  2018  г.  доля  бюджетного
             на  настойчивые  попытки  финансо-  чения  государственных  (муници-  финансирования  составила  69%,  по-
             во-экономических  ведомств  пере-  пальных)  театров  в  Российской  Фе-  ступления  от  основных  видов  устав-
             вести  сферу  культуры  на  рыночные   дерации   составляет   бюджетное   ной  деятельности  –  27%,  благотвори-
             условия  хозяйствования  с  присущи-  финансирование.  В  2018  г.  было  вы-  тельные и спонсорские средства – 2%,
             ми  им  самоокупаемостью  и  стрем-  делено из консолидированного бюд-  поступления от предпринимательской
                                                                           3
             лением все «больше зарабатывать»,   жета  РФ  на  финансирование  619    деятельности – 1% и доходы от сдачи
             реальная  действительность  и  здра-  театров  в  системе  Минкультуры   имущества в аренду – 1% (рис. 2).

             1   Анализ проводился на основе статистических данных ГИВЦ Минкультуры России за 2018 г.
                по государственным (муниципальным) театрам в системе Минкультуры России.
             2   Димажио П. Дж. Выживет ли культура в условиях рынка? В сб. Выживет ли культура в условиях рынка. Сборник статей
                американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Издательство «НОТАБЕНЕ», 1996. С. 57.                      2011                                            2018
             3   Увеличение в 2018 г. количества театров в системе Минкультуры России до 619 театров (614 – 2017 г.) произошло
                за счет появления 5 новых театров в ведении Управления культуры г. Москвы.




       С це на  № 2 (12 4)  / 20 20
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11