На арене цирка – клоуны

Стерликова Люба

Распечатать

Несмотря на разнообразие и популярность многочисленных цирковых жанров, первым при слове «цирк» на ум приходит клоун — печальный, весёлый, «рыжий», «белый», разговорчивый, молчаливый, неловкий и в то же время прекрасный наездник, жонглёр, акробат, дрессировщик.

Какими бы качествами ни обладал клоун, было одно, которое являлось обязательным — он должен быть смешным. А понятие «смешной» менялось от страны к стране и с течением времени. Так же менялся и образ клоуна. Глядя на красивого мужчину на плакате, созданном компанией Stafford & Co. для цирка «Роял» Джона Генри Кука, не сразу догадываешься, что перед тобой клоун. Он грациозно облокотился на балюстраду, на которой лежит платок тонкой ткани, его ноги аристократично скрещены, мечтательный взгляд устремлён вдаль. Однако смущает его костюм с бубенчиками, белые трико с рисунком и красные шутовские туфли. В нижней части плаката крупным красным шрифтом написано «Дэвид Эбби Сил». Это имя было хорошо знакомо современникам. Сил был известным английском клоуном, акробатом и мимом второй половины XIX века, работавшим в различных цирковых труппах, в том числе Кука и не менее известного Чарльза Хенглера, где он в конце карьеры стал менеджером. Его называли «Принцем шутов», отмечая его необыкновенную элегантность и талант.

Полным контрастом был другой клоун цирка Джона Генри Кука — Джордж Эрнест Кук. Плакаты запечатлели мастера перевоплощения в двух образах — добродушного толстяка из «Снитз» и сухой старухи из «Моей жены». На первом Кук представлен как «любимый клоун Эдинбурга, только что вернувшийся после 5‑летнего контракта в Америке». На плакате слоган: «Я смеюсь и толстею», а причина — невероятные шутки Кука. На плакате для «Моей жены» он представлен как «наиболее оригинальный клоун» и написано: «Я никогда не видел такого гения. Был ли когда‑либо такой человек, как Джордж Эрнест Кук?»

Следует отметить популярность английских клоунов. Одним из них был Тони Грис, рекламируемый на плакате 1886 года как «оригинальный английский клоун». Kлоун белой маски Грис изображён с двумя веерами в руках: на одном воспроизведeна испанская коррида, а на другом — фрагменты его рутины, включая популярную пародию на балерину. Известно, что Грис был очень полным, что мешало ему заниматься привычными для клoунов акробатическими номерами, и он направил свой талант на пародию и сатиру. Он был ведущим гротескным клоуном в циркe Nouveau Cirque и оказал большое влияние на коллег по цеху: его копировали и пaродировали.

Собирательный портрет клоуна, приглашающего на «9‑ю и самую великую программу» Международного цирка Бертрама Миллса в «Олимпии», создал Дадли Харди на одном из своих последних плакатов в 1922 году. Собственно, плакатов было два. На одном, выполненном в нескольких вариантах, белый клоун, изображённый в полный рост, держит большой красный шар, на котором написано «Мы здесь опять». Это реклама благотворительного представления 22 декабря. Другой плакат даёт крупным планом лицо того же клоуна на красном фоне и слоган «Шоу, которое вам надо увидеть — шоу, которое вы можете увидеть». Художник, пик плакатного творчества которого приходится на конец XIX века, создал поэтичный и несколько ностальгический образ клоуна с удивлёнными весёлыми глазами и умеренным макияжем. Программы Бертрама Миллса в «Олимпии» называли возрождением британского цирка, а самого Миллса — «королём современного цирка».

Клоун, первоначально приглашённый для заполнения пауз, со временем стал любимцем публики, и даже более того — он стал синонимом цирка, дарящим зрителям радость и смех. Жанр, восходящий корнями к искусству придворных шутов, скоморохов, арлекинады, балаганных представлений, карнавалов, итальянской комедии дель арте, нашёл свой постоянный дом в цирке. Недаром на многих плакатах именно клоун приглашает зрителей на цирковое представление.

Возврат к списку