Page 8 - Журнал «Сцена» №2(130)-2021
P. 8
ТеаТр и время
Театр занимается «ароматом человеком, так, как… это было ска- ся голый. Истина? Мудрая истина,
мироощущения», внутренним миром зано царем Давидом…: «Белые ко- которую мы наблюдаем очень часто
человека. Так Михоэлс приводит слу- сти мои поют»… вот такое пение и в политике, и в жизни, и у себя в теа-
шателей к главным мыслям, с которы- может пробить железный покров тре» . Слово «политика», произнесен-
13
ми он вышел к ним: «Я могу говорить сатаны и добраться по адресу, по на- ное второй раз за беседу, сопряжено
10
об искусстве театра. Но здесь про- значению» . здесь со словом «пустота». О каком
исходит одно трагическое недораз- Белые кости поют… человека «короле» идёт речь? Ответ контек-
умение. Я уже говорил о том, что вне уже нет на этом свете, плоть истле- стуально времени очевиден, но цен-
образа нет искусства. Основой всего ла, а его песня по‑прежнему звучит, зору зацепиться не за что, художник
является страсть познания. В осно- какой же духовной силой должен говорит убийственную правду, такое
ве познания лежит идея. Вне идеи был обладать создатель такой пес- «голые короли» не прощают.
нет искусства, вне познания нет ис- ни. Осип Мандельштам любил по- Утверждение Михоэлсом перво-
кусства. Это первое требование, вторять: «Нигде поэзию не ценят так, основы театрального искусства в её
которое предъявляется к актёру, как у нас. У нас за неё убивают» . образной природе сегодня звучит
11
который приходит на сцену, к об- Михоэлс был, по воспоминани- как никогда актуально, так как в су-
разу, который он представляет. Мы ям Образцова, «всё понимающим ете современного культурного про-
должны ощущать зрителя. Собствен- человеком», за этим «всё понимаю- цесса эта первооснова подвергается
но, дело вовсе не в том, что мы каж- щим» было больше, чем просто по- размыванию новоязом постдрама-
дый раз должны показать зрителю нимание окружающей действитель- тического театра. Теоретик этого
то или иное. ности. Как великий художник в своём явления Ханс‑Тис Леман, в своей си-
Самое главное заключается в чувствовании мира, он сопереживал, стематизации новых видов драмати-
том, что есть ли у тебя, что сказать как свою собственную, судьбу мно- ческого действа на опыте западно-
зрителю, или тебе сказать нечего, жества людей и мужественно нёс европейского театра периода 70‑х гг.
вышел ли ты со схемой, с отпиской это бремя творца. Предчувствовал ХХ века — первого десятилетия
*
о правде или ты пришел с истиной . и знал трагический исход этого пути. ХХI века, говорит об образной сущ-
6 Если тебе сказать нечего, то мы уже Обращаясь к актёрам театра ности театра, как уходящей натуре.
перед собой не видим произведения Образцова, Михоэлс опять возвра- Он пишет: «Восприятие более по-
искусства, это уже больше не искус- щается к вымыслу сказки, в которой верхностное и, одновременно, более
ство. Если человеку больше нечего правды больше, чем в каком‑нибудь широкоохватное приходит на смену
сказать, то ему лучше уйти из этой хроникальном рассказе: в пушкин- восприятию более центрованному,
области, ибо он тогда не будет оправ- ской «Сказке о рыбаке и рыбке» глубокому, архетипом которого слу-
дывать своего призвания, не будет «в тысячу раз больше правды, боль- жило прежде чтение литературного
служить удовлетворению основной ше истины, больше смысла, боль- текста. Медленное чтение может
9
человеческой страсти к познанию» . ше мудрости, больше понимания потерять свой статус точно так же,
Это трудная миссия, иногда ка- в окружающей действительности» . как основательный и сложный театр
12
жущаяся невыполнимой, так велики Говоря так про «окружающую дей- теряет свои позиции в пользу при-
бывают препятствия, преодолеть ко- ствительность», в которой существу- быльной циркуляции мельтешащих
торые, кажется, не в силах человече- ет «предельная жажда наживы чело- образов. Будучи сведенными к эсте-
ских. Михоэлс рассказывает притчу века», Михоэлс солидаризировался тическому процессу продуктивного
о железном покрове между небом с приговором Пушкина всем власто- притяжения и отталкивания, литера-
и землёй, брошенном сатаной в ссуд- любцам, «эффективным менедже- тура и театр оказываются сведенны-
ный день, когда молитвенные пес- рам» всех времён и народов. И далее ми к положению некой миноритарной
нопения не могут достигнуть бога, доводит свою мысль до предельной практики. Театр более не представля-
ударяясь об этот железный покров ясности, называя следом сказку Ан- ет собой массового средства комму-
и падают вниз каплями свинца. «Ка- дерсена «Новое платье короля»: «Все никации. Становится все более сме-
кая песня может пробить этот желез- вокруг надували короля. Все говори- хотворным и невозможным отрицать
ный покров? — спрашивает Михоэлс ли о том, что замечательный мате- это положение, — однако тем более
и отвечает: «Песня без слов, песня, риал, а на самом деле была пустота. настоятельной становится и потреб-
поющаяся изнутри, поющаяся всем И в день коронации король появил- ность его осмыслить. Применительно
* курсив мой ‑ ДР
9 Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.82
10 Там же, С. 83
11 Воспоминания об Анне Ахматовой. ‑ М. 1991. С. 86
12 Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.84
С це на № 2 (13 0) / 2 0 2 1