Page 8 - Журнал «Сцена» №2(130)-2021
P. 8

ТеаТр и время



                 Театр  занимается  «ароматом   человеком, так, как… это было ска-  ся  голый.  Истина?  Мудрая  истина,
             мироощущения», внутренним миром   зано  царем  Давидом…:  «Белые  ко-  которую  мы  наблюдаем  очень  часто
             человека. Так Михоэлс приводит слу-  сти  мои  поют»…  вот  такое  пение   и в политике, и в жизни, и у себя в теа-
             шателей к главным мыслям, с которы-  может  пробить  железный  покров   тре» . Слово «политика», произнесен-
                                                                                  13
             ми он вышел к ним: «Я могу говорить   сатаны и добраться по адресу, по на-  ное второй раз за беседу, сопряжено
                                                      10
             об  искусстве  театра.  Но  здесь  про-  значению» .              здесь со словом «пустота».  О каком
             исходит  одно  трагическое  недораз-  Белые  кости  поют…  человека   «короле»  идёт  речь?  Ответ  контек-
             умение. Я уже говорил о том, что вне   уже нет на этом свете, плоть истле-  стуально времени очевиден, но цен-
             образа нет искусства. Основой всего   ла, а его песня по‑прежнему звучит,   зору зацепиться не за что, художник
             является  страсть  познания.  В  осно-  какой  же  духовной  силой  должен   говорит убийственную правду, такое
             ве  познания  лежит  идея.  Вне  идеи   был  обладать  создатель  такой  пес-  «голые короли» не прощают.
             нет  искусства,  вне  познания  нет  ис-  ни.  Осип  Мандельштам  любил  по-  Утверждение Михоэлсом перво-
             кусства.  Это  первое  требование,   вторять: «Нигде поэзию не ценят так,   основы театрального искусства в её
             которое  предъявляется  к  актёру,   как у нас. У нас за неё убивают» .  образной  природе  сегодня  звучит
                                                                       11
             который  приходит  на  сцену,  к  об-  Михоэлс  был,  по  воспоминани-  как никогда актуально, так как в су-
             разу,  который  он  представляет.  Мы   ям  Образцова,  «всё  понимающим   ете  современного  культурного  про-
             должны ощущать зрителя. Собствен-  человеком»,  за  этим  «всё  понимаю-  цесса эта первооснова подвергается
             но, дело вовсе не в том, что мы каж-  щим»  было  больше,  чем  просто  по-  размыванию  новоязом  постдрама-
             дый  раз  должны  показать  зрителю   нимание  окружающей  действитель-  тического  театра.  Теоретик  этого
             то или иное.                     ности. Как великий художник в своём   явления  Ханс‑Тис  Леман,  в  своей  си-
                 Самое  главное  заключается  в   чувствовании мира, он сопереживал,   стематизации новых видов драмати-
             том, что есть ли у тебя, что сказать     как  свою  собственную,  судьбу  мно-  ческого  действа  на  опыте  западно-
             зрителю,  или  тебе  сказать  нечего,   жества  людей  и  мужественно  нёс   европейского театра периода 70‑х гг.
             вышел  ли  ты  со  схемой,  с  отпиской   это  бремя  творца.  Предчувствовал   ХХ  века  —  первого  десятилетия
                                          *
             о  правде  или  ты  пришел  с  истиной .   и знал трагический исход этого пути.  ХХI  века,  говорит  об  образной  сущ-
     6       Если тебе сказать нечего, то мы уже   Обращаясь  к  актёрам  театра   ности  театра,  как  уходящей  натуре.
             перед собой не видим произведения   Образцова,  Михоэлс  опять  возвра-  Он  пишет:  «Восприятие  более  по-
             искусства, это уже больше не искус-  щается к вымыслу сказки, в которой   верхностное и, одновременно, более
             ство.  Если  человеку  больше  нечего   правды больше, чем в каком‑нибудь   широкоохватное  приходит  на  смену
             сказать,  то  ему  лучше  уйти  из  этой   хроникальном  рассказе:  в  пушкин-  восприятию  более  центрованному,
             области, ибо он тогда не будет оправ-  ской  «Сказке  о  рыбаке  и  рыбке»   глубокому,  архетипом  которого  слу-
             дывать  своего  призвания,  не  будет   «в тысячу раз больше правды, боль-  жило  прежде  чтение  литературного
             служить  удовлетворению  основной   ше  истины,  больше  смысла,  боль-  текста.  Медленное  чтение  может
                                         9
             человеческой страсти к познанию» .  ше  мудрости,  больше  понимания   потерять  свой  статус  точно  так  же,
                 Это трудная миссия, иногда ка-  в окружающей действительности» .   как основательный и сложный театр
                                                                          12
             жущаяся невыполнимой, так велики   Говоря  так  про  «окружающую  дей-  теряет  свои  позиции  в  пользу  при-
             бывают препятствия, преодолеть ко-  ствительность», в которой существу-  быльной  циркуляции  мельтешащих
             торые, кажется, не в силах человече-  ет «предельная жажда наживы чело-  образов.  Будучи  сведенными  к  эсте-
             ских.  Михоэлс  рассказывает  притчу   века»,  Михоэлс  солидаризировался   тическому  процессу  продуктивного
             о  железном  покрове  между  небом   с приговором Пушкина всем власто-  притяжения и отталкивания, литера-
             и землёй, брошенном сатаной в ссуд-  любцам,  «эффективным  менедже-  тура и театр оказываются сведенны-
             ный  день,  когда  молитвенные  пес-  рам» всех времён и народов. И далее   ми к положению некой миноритарной
             нопения  не  могут  достигнуть  бога,   доводит свою мысль до предельной   практики. Театр более не представля-
             ударяясь  об  этот  железный  покров   ясности,  называя  следом  сказку  Ан-  ет собой массового средства комму-
             и падают вниз каплями свинца. «Ка-  дерсена «Новое платье короля»: «Все   никации.  Становится  все  более  сме-
             кая песня может пробить этот желез-  вокруг надували короля. Все говори-  хотворным и невозможным отрицать
             ный покров? — спрашивает Михоэлс   ли  о  том,  что  замечательный  мате-  это положение, — однако тем более
             и  отвечает:  «Песня  без  слов,  песня,   риал, а на самом деле была пустота.   настоятельной  становится  и  потреб-
             поющаяся  изнутри,  поющаяся  всем   И  в  день  коронации  король  появил-  ность его осмыслить. Применительно


             *   курсив мой ‑ ДР
             9   Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.82
             10   Там же, С. 83
             11   Воспоминания об Анне Ахматовой. ‑ М. 1991. С. 86
             12   Стенограмма беседы с народным артистом республики, орденоносцем Михоэлсом. 14 янв. 1940 г. // «Сцена», №6 (128), 2020, С.84




       С це на  № 2 (13 0)  / 2 0 2 1
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13